Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Моя профессия - знать больше, чем я хочу. (Я)
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
21:29 

Несвежий платок из батиста
в кармане его пиджака,
Примета простого статиста,
Прижатая к боку рука,
Согбенные плечи и шея,
Удар ожидающий взгляд,
Прожил ничего не имея,
Но этому счастлив и рад.
Достаточно легкого жеста
Иль просто движения век,
Исполнить он бросится с места,
Никчемный пустой человек.
А после вернется в притихший
И страхом придавленный дом,
Где властвует сумрак и мыши,
И зависть ползет чередом.
Он гладит засаленный ворот,
И глубже пихает платок,
Все кончится быстро и скоро,
У серости тоже есть срок.
15022017

@темы: стиши

12:35 

Все, Америка докатилась, президентом выбрала бабу,
Ну и что из того, что Клинтон,
Все равно ведь не Билл, и в юбке.
Ладно юбка, без первой леди
Белый дом остался надолго,
Огород теперь точно зачахнет,
Как он чах до прихода Обамы.
Что теперь, сексофон усталый
Не сыграет в Овальном зале?
Отыграется Хиллари скоро,
Отольются Моники слезки.
Выбирали бы лучше индейца,
Раскурили бы трубку мира,
Мы бы перья вождю от стерха подарили на долгую дружбу.
А теперь балом правят бабы,
И в Америке, и в Европе,
Тут и сам радикалом станешь
Или пол поменяешь с горя.
Ну хотя б не себе, а в доме...
09112016

@темы: стиши

14:25 

Не потому к тебе я прихожу,
что нет иных путей и вожделений.
Я здесь и нет, Я весь – одно сомненье.
Мой путь всегда скольженье по ножу.
Не потому смотрю в твои глаза,
Что мне другие не дают отрады,
Но что прекрасней – одолеть преграды,
Но что печальней, чем твоя слеза.
Не потому я не иду назад,
Что некуда идти и возвращаться,
Лишь выдох «да», чтобы опять начаться.
Лишь молча «нет», чтобы оставить ад…
13092016

@темы: стиши

14:25 

СПАСИТЕЛЬ БОБРОВ

На языке индейцев племени оджибвей его имя звучит как Вэша Куоннезин (Wa-sha-quon-asin), на английском - Grey Owl (Серая Сова). Так его и знают во всем мире уже почти сто лет. Хотя на самом деле этого удивительного писателя – певца канадской природы. Звали Арчибальд Стэнсфелд Билэйни. Но об этом его почитатели и читатели узнали уже после смерти человека, подарившего миру удивительный мир единения индейцев и окружающей их природы, научившего понимать и любить то, что нас окружает или могло окружать.
В этом году вся Канада и поклонники Серой Совы отмечают его 120-летие.
«Говорят, все живое создано для того, чтобы служить человеку. Но так ли это? Рабство уже вышло из моды, и никто не станет утверждать, что сосновые шишки зреют специально для белок, а олени живут в лесу лишь для того, чтобы волки были сыты. Очутившись в лесу, мы перестаем чувствовать свое превосходство перед волком или белкой, наоборот, мы часто чувствуем себя беспомощными. Люди в огромном своем большинстве не хотят даже слышать о том, что животные, хотя бы в какой-то мере, могут быть одарены умственными способностями; поведение животных они объясняют только инстинктом.»
Опубликовано: Серая Сова. Рассказы опустевшей хижины. М.: Молодая гвардия, 1974. 157 с.
О человеке по имени Серая Сова
Сегодня дети практически уже не знают, кто такой Серая Сова, а еще лет двадцать назад взять его книгу в библиотеке было большой проблемой, на нее надо было записываться и стоять в очереди. Жаль, что его рассказы давно не переиздавали…
Большую часть своих книг он написал в далеком Саскачеване – в стране северо-западного ветра, где работал хранителем бобрового заповедника в огромном национальном парке.
Родился Серая Сова 18 сентября 1888 года в Шотландии, в Гастингсе в семье спившегося фермера. Но по легенде, которую он активно рассказывал всю жизнь, убедив в мистификации мир, жизнь его была совсем другой. Рано осиротев, мальчик пристал к индейцам племени оджибвей (отшибва), которые усыновили его и научили своим обычаям, объявив в 1920 году своим кровным братом. Участие в первой мировой войне, переживания кровавой человеческой трагедии укрепили решение Серой Совы заняться приручением бобров.
На самом деле, Арчибалд с детства был увлечён историями про американских индейцев. Убедившись в том, что своей британской родне он не слишком нужен, в 1906 г. 18-летний Билэйни уезжает в Канаду, где стал лесничим и проводником, а лес Джордж любил с детских лет.
Первоначально он вроде бы собирался изучать сельское хозяйство в Торонто, но вскоре отправился на север провинции Онтарио, где женился на индианке из племени ирокезов в 1925 году и стал называть себя индейцем, приняв индейское имя Серая Сова. Окружающим он рассказывал, что приехал из США и что его мать была из племени апачей. Серая сова был лесником и охотником-траппером и жил в Онтарио до начала Первой мировой войны.
Жену Серой Совы звали Анахарео, что значит «пони». Она была дочерью вождя, не очень образованная, но обладала, в высокой степени, благородным сердцем, умела держаться в обществе, была искусной танцовщицей. В лесу на охоте владела топором не хуже Серой Совы.
В 1915 г. Серая Сова поступил в армию в качестве снайпера и был отправлен во Францию. Его однополчане знали его как индейца и не сомневались в его происхождении. В 1916 г. он был дважды ранен, отправлен в Англию на лечение, провёл больше года в различных больницах (в раненой ноге началась гангрена), а в сентябре 1917 г. отплыл обратно в Канаду.
Писать ветеран Первой Мировой начал в 1925 году под влиянием жены. Первоначально из-под его пера выходили статьи и очерки, призывавшие любить и охранять дикую природу. Но известность Серой Сове принес цикл статей, написанных в 1931 г. по заказу Канадской лесной ассоциации.
В 1935—1936 гг. выходят три его художественные книги: «Pilgrims of the Wild», «Саджо и народ бобров» и «Сказки опустевшей хижины». В эти же годы Серая Сова несколько раз посещает Англию, где выступает в индейском национальном костюме, представляя свои книги и агитируя за охрану природы. В 1937 г. он, в частности, выступает перед юными британскими принцессами, включая будущую королеву Елизавету.
Гастрольные поездки переутомили Серую Сову. В 1938 году он умер от воспаления лёгких в своей хижине на озере Аджаван (провинция Саскачеван).
До конца своих дней Серая Сова сохранил в своем сердце любовь и благодарность к коренным жителям Америки. «Родной природе и моим учителям, народу, быстро исчезающему с лица земли, я обязан всем, что есть ценного в моем творчестве», – писал он в предисловии к своей книге «Странники лесной глуши». Умер Серая Сова в 1938 году, на посту, в заповеднике, в хижине, построенной собственными руками.
После смерти Серой Совы его тайна стала постепенно раскрываться: журналисты выяснили, что он не настоящий индеец, и в первое время это крайне отрицательно сказалось на его посмертной писательской судьбе. Однако затем общественное мнение реабилитировало Серую Сову. Он широко признан в Канаде как один из первых борцов и за права индейцев, и за сохранение природы.
В городе Принс-Альберт (Канада) находится дом-музей писателя Серая Сова.
Легкая рука Пришвина
Советский, а затем и российский читатель обязан знакомству с замечательными книгами Серой Совы не менее замечательному писателю, певцу русской природы Пришвину. Именно он пересказал на русском языке автобиографическую повесть канадца «Странники лесной глуши».
Михаил Михайлович писал: «Мое знакомство с Серой Совой книжное. Я решил познакомить своих читателей с творчеством индейского писателя Серой Совы: он также пишет об охоте, но в Америке она превратилась в хищническое истребление животных. Борьбе с такой «охотой» и посвятил Серая Сова всю свою жизнь».
Но не он был первым переводчиком. Книга Серой Совы «Саджо и её бобры» была переведена Аллы Макаровой и издана в СССР уже в 1940 году. На эту книгу откликнулся рецензией Андрей Платонов (журнал «Детская литература», 1941, № 4, под псевдонимом Ф. Человеков). В 1958 г. книга была переиздана с предисловием Пришвина.
«Рассказы опустевшей хижины», также в переводе Аллы Макаровой и с её предисловием, были напечатаны в 1974 г. (издательство «Молодая гвардия»).
Вот как Макарова писала в предисловии книги к русскому изданию: ...Он родился в 1888 году в Канаде, был индейцем по материнской линии, отец его - выходец из Шотландии. В детстве благодаря заботам тетушки Серая Сова изучал понемногу историю, географию и английский язык и получил таким образом кое-какие познания. Рано осиротев, мальчик попадает в Северное Онтарио, где кочевали индейцы племени оджибаев; они пригрели и усыновили его. Они научили его своим обычаям, охотничьему ремеслу как средству к существованию; он воспринял у них свое мировоззрение. На всю жизнь сохранил в своем сердце Серая Сова благодарность к этим добрым простым людям - своим учителям...
Разве могло такое предисловие не вызвать восхищение у мальчишек, которые обожали играть в индейцев? Тем более, что для настоящего следопыта, коими считали себя советские пацаны, в книге было не меньше полезных советов, чем в «Маленьких дикарях» Сетона-Томпсона.
Не отставал в представлении романтического героя – писателя и Пришвин: «Серая Сова (по-индейски - Вэша Куоннезин) - эту кличку дали молодому индейскому охотнику за ночной образ жизни. Однако Серая Сова не был чистокровным индейцем: отец его был англичанин, который женился на индианке ирокезского племени. Всем известно, как жестоко расправились победители-англичане в Канаде с индейцами. И до сих пор надменные победители не считают индейцев настоящими людьми, до сих пор поступают с ними жестоко и несправедливо. Отец Серой Совы был хорошим человеком и, увидев, как англичане поступают с туземцами, отказался от службы. После его смерти мальчик Серая Сова превратился по образу своей жизни в настоящего индейца: он ловил в лесах разных животных, главным образом бобров, продавал шкурки и тем жил. Кроме того, он был лодочником, носильщиком, проводником. Во время империалистической войны он был призван на военную службу, служил снайпером и дважды был ранен. После войны он вернулся в Америку, на родину, но родные леса его были вырублены и бобры уничтожены. Долго Серая Сова мучился в поисках такого края, где бы много было бобров, но он такой страны нигде не нашёл. Между тем, случайно подобрав где-то двух бобрят, лишённых родителей, он стал их воспитывать и вместе с женой своей Анахарео так привязался к ним, так полюбил этих умных животных, что больше уже и не мог охотиться на них, убивать. Он стал писать о своих бобрах и других диких животных и очень скоро прославился как замечательный писатель...»
Киногерой
В 1999 году новый виток популяризации жизни и творчества Серой Совы возник благодаря фильму о нем, снятому Ричардом Эттенборо, с Пирсом Броснаном в роли писателя. Эттенборо известен также как режиссер замечательного фильма «Ганди».
И конечно поражает работа оператора, который снял канадский лес в стиле документальных сериалов Би-Би-Си о дикой природе. В фильме он живет своей жизнь и становится одним из главных героев, как и в книгах писателя, о котором рассказывает.
Правда, в фильме все начинается значительно позже, чем в книгах, когда к Серой Сове уже пришла слава. Действие берет начало в 1934 году.
По окончании одного из сезонов для любителей поохотиться к известному следопыту и писателю подходит красивая индианка, родители которой давно живут в цивилизованном мире. Она представляется Гертрудой Бернар и просит взять ее на экскурсию. Арчи соглашается, а через несколько дней к нему приезжает ее отец и сообщает, что его дочь Пони отказалась от работы в Монреале и решила жить жизнью своих предков, для этого ей и нужен Арчи. Тот был против, но настойчивая девушка при помощи проводника из его же племени находит Серую Сову и остается в его домике.
Потом в фильме идет рассказ о писателе, к которому пришла слава. Арчи едет в Англию с рекламным туром и лекциями на три месяца. Оказалось, что он был не индейцем и не полукровкой, а чистокровным британцем - шотландцем, воспитанным двумя тетушками, которых он навещает в Англии. Когда "индеец" вернулся в Канаду, один из журналистов разузнал об этом и хотел уже написать обо всем в своей газете, но был настолько тронут его выступлением, что материал опубликовал только после смерти Арчи.
Какую бы мистификацию не придумал этот удивительный канадец из Шотландии, он сделал в жизни очень много хорошего. Многие современные гринписовцы считают его своим предтечей.
Он заметил, что бобры на самом деле преобразуют и поддерживают лесной ландшафт в оптимальном состоянии, а значит помогают и другим животным в лесу. Многолетнее истребление бобров привело в Канаде практически к их полному исчезновению. Серой Сове, бежавшему от цивилизации, пришлось стать публичным человеком, а затем даже взять на себя нелегкий труд хранителя национального парка, писателя, дающего непрерывные интервью журналистам и просто гостям парка. Но все это было не зря. Именно благодаря его турне по Америке и Европе ограничили охоту на бобров, а затем и создали национальные парки.
Наверное, если бы бобры знали имя своего спасителя, они бы назвали в его честь самую большую свою плотину.
Время романтиков почти прошло. И ностальгия по тем временам заставляет заново перечитывать книгу о приключениях Саджо и бобров, где мир живет своей естественной жизнью, полной любви и повседневных забот. А зачем же еще жить на этом свете?
Подготовил Олег ФОЧКИН.

@темы: статья

08:48 

ТАЙНА ГОЛОВЫ ГОГОЛЯ

Одной из самых таинственных историй, связанных с Николаем Гоголем, до сих пор остается пропажа его головы из гроба. Сразу стоит оговорится, что многое из того, что вы прочитаете ниже, основано на гипотезах и догадках. Впрочем, большинство из них если и не подтверждены пока документально, это всего лишь дело времени и настойчивости исследователей.
Николай Васильевич Гоголь умер 21 февраля 1852 года. Его похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 монастырь и кладбище на его территории были закрыты в связи с переквалификацией в колонию для несовершеннолетних. Когда останки Гоголя переносили на Новодевичье кладбище, обнаружили, что из гроба покойного украден череп...
Сразу стоит заметить, что Сталин был давним тайным поклонником Гоголя. И сообщение о пропаже черепа привело диктатора в неописуемое бешенство. Тем более, что Сталин собирался отметить с большой помпой предстоящий через три года юбилей писателя. И тут такая неожиданность. Он отдал приказ в кратчайший срок провести расследование и выяснить, кто украл череп и где он находится. Виновных соответственно наказать. Как это делалось в те годы, рассказывать не надо... Говорят, виновник был найден, но наказать его не смогли по причине смерти. Да и тайну черепа он унес с собой в могилу.
Засекреченные результаты расследования до сих пор хранятся в архивах ФСБ. К сожалению, нам пока не удалось ознакомится с ними. Но их наличие в неофициальной беседе сотрудники архива нам подтвердили. Попробуем и мы разобраться, что произошло с головой великого писателя.

Смерть
Последние четыре года своей жизни Гоголь провел в Москве в доме на Никитском бульваре. Сохранились две комнаты на первом этаже, которые занимал Николай Васильевич; сохранился, хотя и в измененном виде камин, в котором писатель, по преданию, сжег рукопись второго тома «Мертвых душ»...
С хозяевами дома — графом Александром Петровичем и графиней Анной Георгиевной Толстыми — Гоголь познакомился в конце 30-х годов, знакомство переросло в близкую дружбу. За Гоголем ухаживали как за ребенком. Обед, завтрак, чай, ужин подавались там, где он прикажет. Кроме многочисленной прислуги дома, служил ему, в его комнатах, собственный его человек из Малороссии Семен, парень молодой, смирный и чрезвычайно преданный своему барину. Тишина во флигеле была необыкновенная. Гоголь либо ходил по комнате из угла в угол, либо сидел и писал, катая шарики из белого хлеба, про которые говорил друзьям, что они помогают разрешению самых сложных и трудных задач.
26 января 1852 года неожиданно скончалась жена гоголевского друга, известного славянофила Хомякова. Кончина Екатерины Михайловны, которую Гоголь очень любил и считал достойнейшей из женщин, встреченных им в жизни, потрясла писателя. «На меня нашел страх смерти»,— сказал он своему духовнику.
У Николая Васильевича Гоголя с 1839 года начинается прогрессирующее душевное и физическое расстройство здоровья. В возрасте 30 лет, находясь в Риме, Гоголь заболел малярией, и, судя по последствиям, болезнь нанесла поражение мозгу писателя. Начали случаться припадки и обмороки, что характерно для малярийного энцефалита. В 1845 году Гоголь пишет: «Тело мое дошло до страшных охлаждеваний: ни днем, ни ночью я ничем не мог согреться. Лицо мое все пожелтело, а руки распухли и почернели и были ничем не согреваемый лед, так что прикосновение их ко мне пугало меня самого».
Было много слухов и о «религиозном помешательстве» Гоголя. Но он не был глубоко верующим человеком, да и аскетом его нельзя назвать. Религиозные размышления поддерживались окружением и болезнью.
Нельзя не вспомнить и влияние матери. Именно она внушила будущему писателю страх перед адом и страшным судом, и уж тем более перед «загробной жизнью» (все это ярко отражено в «Вие»). Мать Гоголя, Мария Ивановна, была очень набожной женщиной с мистическим характером. Она рано осталась сиротой и вышла замуж в 14 лет за 27-летнего Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского. Из шести их сыновей выжил только один Николай. Он был первенцем, и мать обожала своего Никошу, названного ею в честь святого Николая Диканьского, старалась дать ему религиозное воспитание. Однако Гоголь позднее писал: «...Я крестился потому, что видел, что все крестятся».
Даже побывав в Иерусалиме в феврале 1848 года, Гоголь не почувствовал ни покоя, ни радости, ни бодрости чувств, а только, по его словам, «бесчувственность, черствость и деревянность». Он становится замкнутым, капризным и неопрятным.
Душевный кризис привел Гоголя к публикации в 1847 году книги «Выбранные места из переписки с друзьями», которая идеями религиозного покаяния вызвала резкий отпор передового русского общества и даже славянофилов и церковников (за крамольную гордыню автора). Фанатик-священник Матвей Константиновский, под влиянием которого оказывается Гоголь до самой своей смерти, призывает его отказаться от литературного труда без которого Гоголь себя не мыслит. Это тоже добавляет смятение в его и без того рвущуюся во все стороны душу..
За несколько дней до кончины Гоголя хозяин дома, где он находился, граф Толстой, радостно сообщил писателю, лежавшему в постели, что затерявшаяся в доме икона Божьей матери неожиданно нашлась. А Гоголь раздраженно ответил: "Можно ли рассуждать об этих вещах, когда я готовлюсь к такой страшной минуте!"
После смерти Хомяковой Николай Васильевич бросил литературную работу, стал мало есть, хотя не потерял аппетита и страдал от лишения пищи, молился по ночам, мало спал.
В ночь с пятницы на субботу (8—9 февраля) после очередного бдения он, совершенно обессиленный, уснул на диване и вдруг увидел себя мертвым и слышал какие-то таинственные голоса. Наутро он вызвал приходского священника, желая собороваться, но тот уговорил его повременить.
В понедельник 11 февраля Гоголь изнемог до такой степени, что не мог ходить и слег в постель. Приезжавших друзей принимал неохотно. Но нашел в себе сил отстоять службу в домовой церкви. В 3 часа ночи с 11 на 12 февраля он после горячей молитвы призвал к себе Семена, велел ему подняться на второй этаж, открыть печные задвижки и принести из шкафа портфель. Вынув из него связку тетрадей, Гоголь положил их в камин и зажег свечой. Сидя на стуле, он дождался, когда все сгорело, встал, перекрестился, поцеловал Семена, вернулся в комнату, лег на диван и заплакал. Так прекратил существование второй том «Мертвых душ».
Литературоведы утверждают, что второй том состоял из 11-ти глав и был в литературном отношении куда совершеннее первого. Сожжение рукописей было привычно для Николая Васильевича. Сначала он сжег рукопись «Ганса Кюхельгартена», а в 1844 году в Риме бросил в топку первую версию второго тома «Мертвых душ». Известно, что «Мертвые души» задумывались как «книга, прочитав которую, мир засияет красотой совершенства, и вечное, безгрешное племя воцарится на обновленной земле». В замысле это была трилогия, построенная по классической Дантовой схеме: ад-чистилище-рай. Именно «адский» отрывок трилогии мы изучали в школе.«Вот, что я сделал! — сказал он наутро Толстому,— Хотел было сжечь некоторые вещи, давно на то приготовленные, а сжег всё. Как лукавый силен — вот он к чему меня подвинул! А я было там много дельного уяснил и изложил... Думал разослать друзьям на память по тетрадке: пусть бы делали, что хотели. Теперь все пропало».

Гоголь перестал следить за собой, не умывался, не причесывался. Питался хлебом, просфорами, кашей, черносливом. Пил воду с красным вином, липовый чай. В понедельник 17 февраля он лег в постель в халате и сапогах и больше уже не вставал. В Москве уже прослышали о болезни Гоголя, и 19 февраля, когда доктор Тарасенков приехал в дом, вся передняя комната была заполнена толпой гоголевских почитателей, стоявших молча со скорбными лицами.
Через три дня собрался врачебный консилиум: Овер, Клименков, Сокологорский, Тарасенков и московское медицинское светило Эвениус. Решено было поставить Гоголю две пиявки к носу, сделать холодное обливание головы в теплой ванне. Исполнить все эти процедуры взялся Клименков, и Тарасенков поспешил уйти, «чтобы не быть свидетелем мучений страдальца».
Гоголь кричал, но эскулапы относились к нему, как к умолишенному. Потом он уже не мог сам поворачиваться, лежал тихо, когда его не лечили. Просил пить. К вечеру начал терять память, бормотал невнятно: «Давай, давай! Ну, что же?» В одиннадцатом часу вдруг громко крикнул: «Лестницу, поскорее, давай лестницу!» Сделал попытку встать. Его подняли с постели, посадили на кресло. Но он даже не мог сам держать голову. Гоголь впал в глубокий обморок, около полуночи у него начали холодеть ноги... Все это видел вновь приехавший Тарасенков.
Он уехал, чтобы, как потом писал, не столкнуться с медиком-палачом Клименковым, который, всю ночь мучил умиравшего Гоголя, давая ему каломель, обкладывая тело горячим хлебом, отчего Гоголь стонал и пронзительно кричал. Он умер не приходя в сознание в 8 часов утра 21 февраля в четверг.
Прах Гоголя был погребен в полдень 24 февраля 1852 года приходским священником Алексеем Соколовым и диаконом Иоанном Пушкиным.
Скульптор Рамазанов, снимавший посмертную маску Гоголя, вспоминал: «Я не вдруг решился снять маску, но приготовленный гроб... наконец, беспрестанно прибывавшая толпа желавших проститься с дорогим покойником заставили меня и моего старика, указавшего на следы разрушения, поспешить...»
В 1902 году доктор Баженов издал небольшую работу «Болезнь и смерть Гоголя». Тщательно проанализировав симптомы, описанные в воспоминаниях знакомых писателя и лечивших его врачей, Баженов пришел к выводу, что погубило писателя неправильное, ослабляющее лечение его от менингита, которого на самом деле не было.
Описанные им симптомы болезни Гоголя практически неотличимы от симптомов хронического отравления ртутью — главным компонентом каломеля, которым пичкал Гоголя каждый приступавший к лечению эскулап. Особенность каломеля заключается в том, что он не причиняет вреда лишь в том случае, если сравнительно быстро выводится из организма через кишечник. Если же он задерживается в желудке, то через некоторое время начинает действовать как сильнейший ртутный яд сулема. Именно это, по-видимому, и произошло с Гоголем: значительные дозы принятого им каломеля не выводились из желудка, так как писатель в это время постился и в его желудке просто не было пищи. Постепенно увеличивающееся количество каломеля вызвало хроническое отравление, а ослабление организма от недоедания, упадка духа и варварского лечения лишь ускорило смерть...

Был ли Гоголь жив при погребении?
До сих пор очень много говорят о том, что Гоголя похоронили живым. Этот миф в очередной раз нужно развеять.
Подтверждением тому, что при погребении Гоголь был мертв, может служить выдержка из письма Николая Рамазанова Нестору Кукольнику.: «…Когда я ощупывал ладонью корку алебастра - достаточно ли он разогрелся и окреп, то невольно вспомнил завещание (в письмах к друзьям), где Гоголь говорит, чтобы не предавали тело его земле, пока не появятся в теле все признаки разложения. После снятия маски можно было вполне убедиться, что опасения Гоголя были напрасны; он не оживет, это не летаргия, но вечный непробудный сон».
Поворот черепа, о котором много говорят, объясним. Первыми подгнили боковые доски у гроба, крышка под тяжестью грунта опускается, давит на голову мертвеца, и та поворачивается набок на так называемом «атлантовом позвонке».
Раздел судебной медицины - танатология (наука о смерти) объясняет подобные явления. С научной точки зрения, изменение положения тела возможно в результате разрешения трупного окоченения. После смерти мышечное окоченение развивается в нисходящем порядке (от головы к ногам) и через 10-15 часов наступает во всех группах мышц. На третьи сутки начинается расслабление мышц в том же порядке, и тело слегка вытягивается. Поскольку расслабление мышц шеи произошло в последнюю очередь, и в гробу вытягивание было невозможно, голова писателя повернулась в сторону. Это не исключает и того, что под давлением грунта крышка гроба начинает смещаться вниз и касается черепа, лежащего на самой верхней точке, в результате чего голова поворачивается вбок.

Памятник и могила
Вскоре после похорон на могиле был установлен обыкновенный бронзовый православный крест. Константин Аксаков, сын друга Гоголя Сергея Тимофеевича Аксакова привез в Москву с берега Черного моря из Крыма камень, по форме напоминающий Голгофу — холм, на котором был распят Иисус Христос. Этот камень стал основанием для креста на могиле Гоголя. Рядом с ним на могиле установили черный камень из мрамора в форме усеченной пирамиды с надписями на гранях. На нем был помещен стих из Священного Писания - цитата из пророка Иеремии: «Горьким словом моим посмеюся».
Эти камни и крест за день до вскрытия гоголевского захоронения были куда-то увезены и канули в Лету. Лишь в начале 50-х годов вдова Михаила Булгакова Елена Сергеевна случайно обнаружила гоголевский камень-Голгофу в сарае гранильщиков и ухитрилась установить его на могиле своего мужа, страстного почитателя Гоголя.
В 1909 году, к 100-летнему юбилею писателя, была произведена реставрация захоронения. На могиле Гоголя установили чугунную решетчатую ограду и саркофаг работы скульптора Николая Андреева. Барельефы на решетке считаются уникальными: согласно ряду источников, они сделаны с прижизненного изображения Гоголя.
Не менее мистична судьба московских памятников Гоголю. Мысль о необходимости такого монумента родилась в 1880 году во время торжеств по поводу открытия памятника Пушкину. Через 29 лет, к столетию Николая Васильевича 26 апреля 1909 года, на Пречистенском бульваре был открыт памятник, созданный скульптором Андреевым. Эта скульптура, изображавшая глубоко удрученного Гоголя в момент его тяжких раздумий, вызвала неоднозначные оценки.
Сталину требовался другой Гоголь — ясный, светлый, спокойный. В 1935 году Всесоюзный Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР объявляет конкурс на новый памятник Гоголю в Москве. Помешала война. Но в 1952 году, в столетнюю годовщину со дня смерти Гоголя, на месте андреевского памятника установили новый монумент, созданный скульптором Томским и архитектором Голубовским. Андреевский же памятник был перенесен на территорию Донского монастыря, где простоял до 1959 года, когда, по ходатайству Министерства культуры СССР, его установили перед домом Толстого на Никитском бульваре.
Сегодня на парадном захоронении писателя установлен помпезный памятник сталинской эпохи работы скульптора Томского с велеречивой надписью: «Великому художнику слова Николаю Васильевичу Гоголю от правительства Советского Союза». Тем самым было нарушено завещание Гоголя - в переписке с друзьями он просил не устанавливать над своими останками памятника.
Перезахоронение
100 лет назад, в 1909 году, накануне предстоящих торжеств по поводу столетия со дня рождения Гоголя, по решению московской городской Думы приводилась в порядок обветшавшая могила писателя на монастырском кладбище при Свято-Даниловском монастыре. Рабочие установили новую чугунную решетчатую ограду, подправили мраморную плиту с цитатой из Библии, крест и камень в основании креста и отремонтировали подземный склеп, где был установлен гроб с прахом Гоголя. Часть кирпичей из свода осыпалась. Работы на кладбище проводились под надзором настоятеля и монахов из хозяйственной службы. К назначенной дате реставраторы успели. В день юбилея на могиле состоялось торжественное богослужение. Ни о какой пропаже из могилы ни звука....
Через 20 лет, по решению советской власти кладбище при закрытом монастыре ликвидировали, комплекс передали для размещения колонии для несовершеннолетних преступников, а несколько особо ценных могил из акрополя было решено перенести на новом парадном кладбище, на Новодевичьем. Речь шла в частности о могилах Гоголя, поэта Николая Языкова и философа Алексея Хомякова. Перезахоронение Гоголя (01.06.1931) было обставлено торжественно. На кладбище по спецпропускам пригласили популярных писателей и общественно-политических деятелей. В их число вошли писатели Валентин Катаев, Александр Малышкин, Владимир Лидин, Юрий Олеша, Всеволод Иванов, поэты Владимир Луговской, Михаил Светлов, Илья Сельвинский, критик и переводчик Валентин Стенич. Помимо литераторов, при церемонии перезахоронения присутствовали историк Мария Барановская, археолог Алексей Смирнов, художник Александр Тышлер. Они-то и допустили утечку, а слухи моментально расползлись по столице: при вскрытии гроба обнаружилось – у скелета нет черепа, так и похоронили...
В дневнике бывшего члена Военно-революционного комитета в Москве, дипломата и писателя Александра Аросева «До жестокости откровенны» есть такая запись: «...26 мая 1934 года. На днях был у Вс. Иванова, Павленко, Н.Тихонова. Рассказывали, что отрыли прах Гоголя, Хомякова и Языкова. У Гоголя головы не нашли...»
Но обнародовать данные об этом удалось только в конце ХХ века. Так в числе первых появились воспоминания писателя, профессора Литературного института Владимира Лидина, опубликованные в журнале «Русский архив» (№1, 1990).
"...Могилу Гоголя вскрывали почти целый день. Она оказалась на значительно большей глубине, чем обычные захоронения. Начав ее раскапывать, наткнулись на кирпичный склеп необычной прочности, но замурованного отверстия в нем не обнаружили; тогда стали раскапывать в поперечном направлении с таким расчетом, чтобы раскопка приходилась на восток, и только к вечеру был обнаружен еще боковой придел склепа, через который в основной склеп и был в свое время вдвинут гроб.
Работа по вскрытию склепа затянулась. Начались уже сумерки, когда могила была, наконец, вскрыта. Верхние доски гроба прогнили, но боковые с сохранившейся фольгой, металлическими углами и ручками и частично уцелевшим голубовато-лиловым позументом были целы. Вот что представлял собой прах Гоголя: черепа в гробу не оказалось и останки Гоголя начинались с шейных позвонков: весь остов скелета был заключен в хорошо сохранившийся сюртук табачного цвета; под сюртуком уцелело даже белье с костяными пуговицами; на ногах были башмаки... Башмаки были на очень высоких каблуках, приблизительно 4-5 сантиметров, это дает безусловное основание предполагать, что Гоголь был невысокого роста.
Когда и при каких обстоятельствах исчез череп Гоголя, остается загадкой. При начале вскрытия могилы, на малой глубине, значительно выше склепа с замурованным гробом, был обнаружен череп, но археологи признали его принадлежащим молодому человеку... Останков Гоголя я, к сожалению, снять не мог, так как были уже сумерки, а на следующее утро они были перевезены на кладбище Новодевичьего монастыря, где и преданы земле...»
Собравшиеся творцы литературы растащили на сувениры, кто что успел. Так сам Лидин вырезал заранее припасенными ножницами кусок ткани из фалды, чтобы позднее сделать вставку для футляра первого издания «Мертвых душ». Всеволод Иванов (по другой версии не он) взял ребро Гоголя, директор кладбища комсомолец Аракчеев присвоил себе башмаки великого писателя... Говорят, писатель Малышкин. как все кинулся что-то выхватить из гроба, принес домой лоскут ткани, а ночью ему приснился сам Гоголь: огромного роста и грозно крикнул Малышкину громовым голосом: «а шинелька-то моя!». Испуганный видением Малышкин на утро поспешил к Новодевичьему кладбищу и запрятал похищенный лоскуток в куче свежей земли на новой могиле классика. Пуговицу и часть других вещей родственники вандалов вернули в конце марта 2009 года в только что открывшийся первый музей писателя в Москве. Но как же быть с черепом? Когда пропал он?
По версии Лидина, череп был извлечен из могилы в 1909 году. Якобы, тогда меценат и основатель театрального музея Алексей Бахрушин подговорил монахов добыть для него череп Гоголя. «В Бахрушинском театральном музее в Москве имеются три неизвестно кому принадлежащие черепа: один из них, по предположению, – череп артиста Щепкина, другой – Гоголя, о третьем – ничего не известно», – писал Лидин в своих воспоминаниях «Перенесение праха Гоголя». Вряд ли эта версия (с хранящимися в музее черепами) имеет серьезное основание. Сталин бы докопался до истины и перенес череп в могилу. Но это не было сделано. Значит, даже предположив, что за этим стоит Бахрушин (запомним эту версию), усомнимся в том, что череп был выставлен на всеобщее обозрение.
Гораздо больше можно поверить в то, что слухи об украденной голове позднее мог использовать Михаил Булгаков, большой почитатель таланта Гоголя, в своем романе «Мастер и Маргарита». В книге он написал об украденной из гроба голове председателя правления МАССОЛИТа Берлиоза, отрезанной трамвайными колесами на Патриарших прудах. Эту параллель заметил писатель Анатолий Королев, который даже написал роман «Голова Гоголя», по которому был снят фильм. Но и это ни на шаг не придвинуло нас к тайне.
О чрезвычайном происшествии было доложено Сталину. Тот дал команду срочно расследовать дело. Чекисты арестовали всех тех монахов Даниловского монастыря, которые, несмотря на закрытие обители, все же – под разными предлогами – проживали на территории монастыря. В ходе допросов и всплыло имя похитителя - коллекционера и основателя театрального музея в Москве, Алексея Бахрушина. Монастырские власти знали о вандализме и проводили свое закрытое расследование еще в 1909 году, где выяснилось, что, приехав под вечер на могилу к рабочим, миллионер предложил большие деньги за череп Гоголя, и сделка состоялась.
Два дня на гонорар гробокопатели гуляли в трактире. А потом проболтались. За недосмотр монах из хозяйственной части монастыря был понижен в должности и переведен в другую обитель. О самом происшествии в монастыре решили помалкивать. До Бахрушина чекисты добраться не смогли. На свое счастье, он к этому времени уже умер. Обыски в музее и у наследников ничего не дали.
Более того, по слухам в коллекции миллионера было до 40 черепов. Не было найдено ничего. И где спрятано коллекция — неизвестно. А собирать он умел и делал это очень азартно. Сначала театральная коллекция купца и мецената заполнила подвал его особняка, затем первый этаж, второй, детскую и буфетную комнаты, вылезла в коридор и вырвалась в конюшню и каретный сарай во дворе. Больше всего собирателя интересовали личные вещи известных людей. Покупая их, Бахрушин любил приговаривать: доброму вору все впору.

Театральный музей имени Бахрушина, готический дворец напротив Павелецкого вокзала - самое грандиозное специализированное собрание Москвы. В музее насчитывается 1 миллион экспонатов. Библиотека музея насчитывает 60 тысяч томов.
Незадолго до революции Бахрушин подарил все огромное собрание российской Академии наук. А после революции был назначен директором театрального музея имени Бахрушина по декрету самого Ленина. В этой должности он находился до самой смерти в 1929 году.
По слухам, череп Гоголя хранился в кожаном медицинском саквояже, среди анатомических медицинских инструментов. Так Бахрушин хотел обезопасить череп Гоголя в случае случайной находки: мало ли что держит в саквояже патологоанатом.
Леопольд Ястржембский, впервые опубликовавший воспоминания Лидина, в своих комментариях к статье пишет, что его попытки обнаружить в Центральном Театральном музее имени Бахрушина какие-либо сведения о якобы находящемся там черепе неизвестного происхождения ни к чему не привели.
Историк, специалист по московскому некрополю Мария Барановская утверждала, что сохранился не только череп, но и светло-каштановые волосы на нем. Однако другой свидетель эксгумации - археолог Алексей Смирнов - опровергал это, подтверждая версию об отсутствовавшем черепе Гоголя. А поэт и переводчик Сергей Соловьев утверждал, что при вскрытии могилы не было найдено не только останков писателя, но и вообще гроба, но якобы обнаружилась система вентиляционных ходов и трубок, устроенных на тот случай, если похороненный окажется жив.
Писатель Юрий Алехин, который в середине 80-х годов прошлого века провел собственное расследование обстоятельств, связанных с перезахоронением Гоголя, утверждает, что многочисленные устные воспоминания Владимира Лидина о событиях, происходивших 31 мая 1931 года на Свято-Даниловском кладбище, значительно отличаются от письменных. Во-первых, в личной беседе с Алехиным Лидин даже не упоминал о том, что скелет Гоголя был обезглавлен. По его устному свидетельству, донесенному до нас Алехиным, череп Гоголя был лишь «повернут набок», что, в свою очередь, мгновенно породило легенду о том, что писатель, якобы впавший в подобие летаргического сна, был похоронен заживо.
Позднее, по устному свидетельству Лидина, он и еще несколько литераторов, присутствовавших при вскрытии могилы Гоголя, из соображений мистического порядка тайно «похоронили» похищенную берцовую кость и сапог писателя неподалеку от его новой могилы на Новодевичьем кладбищ.
А, как утверждает Полонский, ребром Гоголя обманным путем завладел писатель Лев Никулин: «Стенич… зайдя к Никулину, просил ребро сохранить и вернуть ему, когда он поедет к себе в Ленинград. Никулин изготовил из дерева копию ребра и, завернутое, возвратил Стеничу. Вернувшись домой, Стенич собрал гостей - ленинградских писателей - и… торжественно предъявил ребро, - гости бросились рассматривать и обнаружили, что ребро изготовлено из дерева… Никулин уверяет, что подлинное ребро и кусок позумента сдал в какой-то музей».

Тем не менее, легенда о о том, что череп украл Бахрушин продолжает жить. Существуют даже удивительные подробности. Рассказывают, что голова Гоголя была украшена Бахрушиным лавровым венцом из серебра и помещена в застекленный палисандровый футляр, обшитый изнутри черным сафьяном. Согласно этой же легенде, внучатый племянник Николая Васильевича Гоголя — Яновский, лейтенант российского императорского флота, узнав об этом, пригрозил Бахрушину и отнял голову. Он пришел к нему с оружием и сказал, что если тот не отдаст череп, застрелит Бахрушина и застрелится сам. Но, якобы, это не потребовалось. Тот сам отдал череп.
А молодой офицер решил отвезти череп в Италию (в страну, которую Гоголь считал своей второй родиной). Еще в 1908 году русские моряки помогали итальянцам справиться с последствиями ужасного землетрясения в Мессине: спасали людей из-под завалов, оказывали медицинскую помощь увечным, кормили обездоленных. Правительство Италии высоко оценило вклад наших моряков в спасение мессинцев и на очередную годовщину со дня трагедии пригласило русскую черноморскую эскадру к себе. Ожидался торжественный прием в Риме. Этим и решил воспользоваться Яновский, чтобы попасть в Италию. Однако, сам поехать не смог.
Весной 1911 года по договоренности с российской стороной в Севастополь прибыли итальянские крейсера, чтобы забрать прах своих соотечественников, погибших в Крымскую кампанию,. Их тела были захоронены на горе Госфорта.
Яновский решается просить капитана итальянского корабля переправить палисандровый ларец с черепом в Рим и передать его русскому консулу в Италии, чтобы тот захоронил череп по православному обряду. Эта необычная миссия выпала капитану Боргезе. Тот не смог сразу попасть к послу, а потом ушел в дальний поход, оставив голову дома.
Летом 1911 года младший брат капитана, студент Римского университета, отправился с компанией друзей в увеселительную железнодорожную поездку. Это был знаменитый тур римского экспресса по сверхдлинному - по тем временам - тоннелю, пробитому в Апеннинах. Решив подшутить над своими друзьями, юноша открыл коробку с черепом в туннеле под Ла-Маншем. Перед въездом экспресса в толщу гор пассажирами вдруг овладела необъяснимая паника, состав окутывало густое молочное облако тумана. Двоим удалось по чистой случайности спрыгнуть с подножки вагона, остальные унеслись на поезде в небытие. Говорят, в момент, когда крышка была открыта – поезд пропал… Одним из спасшихся оказался Боргезе-младший. Именно с его слов репортеры получили первые сведения об исчезновении Римского экспресса в тоннеле... Легенда гласит, что поезд –призрак исчез не навсегда. Якобы , его иногда видят...
Следуя этой версии, голова Николая Васильевича осталась неупокоенной - неприкаянной, чего так боялся писатель. Череп странствует в поезде-призраке.
Олег ФОЧКИН.

P.S. Нос
Детективная история произошла с памятником «носу майора Ковалёва»… Его история началась в Питере на Вознесенском проспекте. Спустя 160 лет описанное классиком «странное происшествие» решили увековечить в мраморе. Так в центре Питера появился барельеф в виде двух мясистых ноздрей. Семь лет спустя, Нос отправился «прогуляться». Барельеф нашли в подъезде одного из домов по Средней Подьяческой улице, где он стоял, небрежно опершись о перила. Где он провёл почти год, так и останется тайной.

22:02 

Просто быть рядом, просто смотреть в глаза.
Чашечка кофе и разговор о работе.
Скользишь по часам, смеешься на автопилоте.
Все как всегда. Все не вернуть назад.
Вечер сгущается гулом соседних столов,
А за окном торопливо снуют пешеходы,
Так повторяется встреча минувшего года,
Тая надеждами не воплотившихся снов.
Чашечка кофе пустая со следом помады...
Официант наклоняется: мы закрываемся.
Смотрит в окно одиночество: скоро ты там?..
07062014-12012016

@темы: стиши

19:47 

Мне больно смотреть на другую Россию,
Без литра я вряд ли все это осилю.
Они не любили всего, что я знаю.
Я Родину с ними не понимаю.
Наверное, я им кажусь старомодным,
И вижу иначе себя год от года.
От хипстеров до православных кликуш
Полшага до мира потерянных душ.
Стою посредине распятой страны,
Иль это не явь, это страшные сны. Не помнят родства, отрицают себя,
Что будет потом? Либо вы, либо я.
Все было недавно, все было давно,
Забыться поможет тоска и вино.
28102015

@темы: Стиши

22:13 

Люди электронных библиотек,
Поколение звукокниг,
Не поднимут Вию бумажных век,
И не сложат страницы встык.
Они знают время по бликам ламп,
По нажатию кнопки Ввод,
По картинкам комиксов леди Вамп,
По приказу: введите код.
Они не влюблены в шелест страниц
И шершавость плотных листов,
Они с книгой играют короткий блиц,
Килобайт этак где-то сто.
А потом стирают и лезут в чат
Описать привычно отстой,
И о кризисе жанра в жж кричат,
Ну а ты фолиант открой...
03112015

@темы: Стиши

22:19 

Бывали лучше времена,
Когда один с толпою местных
Ты выходил и бился честно,
Пока не кончится война.
Сегодня бьют из-за угла,
И доблесть ратную не ищут,
И только ветер злобно свищет
Пока еще летит стрела.
А после время воронья
Приходит ненасытной стаей,
И сила нашей веры тает
День ото дня, день ото дня...
15092015

@темы: стиши

21:34 

Мой маленький внутренний фюрер
Ненавидит весь белый свет,
Он командует злостью и болью
И на все отвечает Нет!
Он в истерике бьется ночами,
Он завидует сам себе,
Постоянно рыдает в отчаяньи,
Понимая, что выхода нет.
Мой маленький внутренний фюрер
Сомневается сам в себе.
Он меняет судьбы партитуру,
И дает послушанья обет.
Он не знает ни сна, ни покоя,
Смотрит с волчьим оскалом на мир,
Ему не с кем делиться тоскою.
Он себе и палач и кумир.
Мой маленький внутренний фюрер,
Я не буду тебя выпускать,
Оставайся жестоким и хмурым,
Чтобы мне тебя не повторять.
1-3092015

@темы: стиши

21:44 

Давайте будем честными друг с другом,
Давайте мы не будем больше врать.
Придумывать причины для подруги
И уходить с приятелем бухать.
Давайте замечать чужие беды,
Давайте в этих бедах помогать,
И следуя законам Архимеда
Из ванны воду зря не выливать.
Опустошать сосуды, восхваляя
Соседа иль соседку от души,
И радоваться их опустошив,
И не буянить вдруг перебирая.
Давайте счастью говорить: Привет,
А на Пока не оставлять мгновенья,
Которые знаменья не заменят,
Которым повторенья просто нет.
Давайте жить и не жалеть о прошлом...
Август 2015

@темы: стиши

13:42 

Я больше не буду
Ловить твои вздохи.
Я просто забуду,
Я - счастлив, мне плохо.
Иду по дороге,
Ищу чьи-то взгляды,
Но стоптаны ноги,
Но горечь наградой.
Любовь.
Она приходит по ночам.
И вновь
Моя и все-таки ничья.
Ничья.
Между нами ничья.
И я.
Уже не в силах скучать.
Я возвращаюсь в свой мир
Где нет засиженных мест,
Где на мгновенье кумир,
Ну а потом только жест.
Прощай.
Все не изменишь навсегда.
Скучай.
И я вернусь, лишь скажешь: да.
Наивно верить в тебя,
Наивно верить, что да,
И на осколках дождя,
Все слезы только вода.
Я возвращаюсь в твой день,
Но ты шагнула в другой,
А я лишь робкая тень,
А я навеки изгой.
Вот так и прожита жизнь...
19102014

@темы: стиши

13:43 

В моем доме поселился "белый китаец",
Это значит мне осталось жизни ровно на палец.
Палец виски в стакане, размешанный с дозой.
Возвращаться и каяться глупо и поздно.
Я сижу в ощущении последнего кайфа.
Что мешало мне уехать еще год назад в Хайфу,
И испытывать судьбу, стреляя в Газе в арабов.
А потом идти к тебе, моей любви за наградой.
Но сегодня мне остался только "белый китаец".
И глоток последний виски - ровно счастья на палец.
А потом минута кайфа, а потом пустота.
Обо мне ты не заплачешь, ты не здесь, ты - не та!
Мы с тобой соединимся где-то в новых мирах.
Мы с тобой давно расстались, превращая все в прах.
Жизнь закончилась диагнозом: прости, но ты - гой.
Впрочем, наше расставанье назвала ты судьбой,
И вот теперь в ее финале я на кухне один.
Только виски и "китаец", что я сам породил.
Только боль и на мгновение забвенье ее.
И пара кубиков растаявших -любовь или лед...
19102014

@темы: стиши

12:10 

На улице ливень и всполохи, и впору вернуться домой,
И только пузырики воздуха плывут по пустой мостовой.
Воронками капли врываются в спешащий по скосу поток,
и тонкими сильными пальцами ты держишься под локоток.
Спешат твои модные лодочки, по лужам стучит каблучок.
- Хозяюшка, мне бы на водочку, промокший хрипит мужичок.
Ты морщишь красивый свой носик и делаешь в сторону шаг,
слова его ветер уносит, тоскливо бурчат кореша.
Стучат каблучки торопливо, пойдем поскорее в метро,
здесь сыро и холодно, милый, и пили отнюдь не ситро.
А ливень поет свою песню, за шиворот льет, шалопай,
и было бы нам интересней остаться где сонно и чай.
Но гонит сырая погода и кем-то придуманный долг,
и пес непонятной породы у будки вахтера примолк.
Июнь набухает клубникой и новой влюбленностью пар.
Светланы, Татьяны и Ники, ну чем я для вас не гусар?
15062014

@темы: стиши

19:14 

Я бросился во второе июня,
в ветер, который со зноем спорит
И тополиного пуха горсти
Запихивает везде, где сможет.
А там, чуть западней всполохи взрывов,
И снова горе стучится в окна.
Впрочем, уже и стучать не надо.
Смерть приглашения ждать не любит.
А мы тут с куреньем сражаться взялись.
Эта проблема всего важнее.
Убьют тебя, если ты с сигаретой
Или погибнешь как некурящий..
Ветер гуляет по всей планете.
Ложью писаки затмили Псаки.
Вертится пух, как в водовороте
И забивает глаза и уши.
Я бросился во второе июня,
В обычный день, что в начале лета.
Пахнет грозой и несет пожаром,
Только вот пух. И слепое время.
02062014

@темы: стиши

23:30 

Шашки наголо и мелкой рысью
на ряды штыков, блестящих злобой,
и уже в седле товарищ виснет.
Ненасытная войны утроба.
Вечером поднимут чарку водки
те, кто выжил, поминая павших,
и утопят горе по молодке,
казака в разлуку целовавшей.
А на утро снова двинет лава,
свистом и ура пронзая небо,
чтобы сгинуть слева или справа,
на Гражданской, былью сделав небыль...
13082013

@темы: стиши

03:47 

От Толедо к Севилье и дальше, но только на юг,
Где волна марроканцев штурмует границы Европы,
А когда проникает - берет побережие скопом,
Замыкая кольцо, создавая воинственный круг.
Брезжут пальмы в жаре миражами прохладных стволов,
И звонят колокольни, а в дальнем былом - минареты.
Только цокает лошадь, плывущей в медине кареты,
Раздвигая машины, меняя основы основ.
Над Толедо светило, как яркое жало клинка,
А Севилья с Гранадой влюбляются в ритме фламенко.
И цыганка глазами сверкает и голой коленкой,
И к стакану с риохой холодной стремится рука.
Чтоб увидеть Испанию надо проехать до моря
И вернуться к горам, а потом на корриде пропасть.
И тогда ощутишь ее силу, безумье и власть,
Где тоскует гитара и в такт кастаньеты ей вторят.
Только вот почему-то испанцы стремятся в Россию...
27 июля 2013

@темы: стиши

16:38 

Идеалы уже пожухли,
Зеленеют от легких денег.
И вождизмом воняет тухлым.
Так, не личности, просто тени.
В бой бросают мальчишек новых
и надрывно орут с трибуны:
про свободу, ярмо, оковы...
Пропитые потомки гуннов.
Им взирает с усмешкой барин.
Сытый, властвующий, лощеный.
Тычет пальцем: Ты будешь Каин,
А тебе подносить патроны.
И услужливым строем мчатся,
Позабыв про слова и дело.
А усталый холуй по рации
Скажет: Да, пропустите к телу.
30 мая 2013

@темы: стиши

10:52 

Просыпаешься не от света,
А от грома и стука капель.
Пара дней и наступит лето
На твоем временном этапе.
А сегодня вставать лениво.
Слушать дождик куда приятней.
И раскатисты переливы.
Настроение сна и мяты.
Город встал. Но пока что в пробки.
И любуется в стылых лужах.
И улыбкой коснулся робкой
Всех, кому это очень нужно.
29 мая 2013

@темы: стиши

17:55 

1 марта
Пока еще холодно. Поздно приходит рассвет.
И теплые куртки пока абсолютная норма.
Но верные знаки почти подошедшего шторма
Коленки в колготках и громкий кошачий квартет.
Февральские вьюги еще продолжают кружить,
Но день распускает сугробы в искрящие лужи.
И ветер промозгл, но как-то упрямо-натужно,
А лучик плетет от окна до руки твоей нить.
И скоро запляшет цветная любви карусель,
Распустятся почки и прочие радости мира,
И будет тепло, и будет то сухо, то сыро,
Но это потом уже, в звонкий и скорый апрель.
А утром сегодняшним в город вернулась весна.
Пока календарная. Здравствуйте, первое марта!
И мы в состоянии самого низкого старта
Бежим от усталости - признака зимнего сна.
И хочется петь, обнимать и смеяться влюбленно
28.02.2013

@темы: стиши

Нестройность мысли

главная