Вчера были названы очередные фамилии предполагаемых убийц известного тележурналиста Владислава Листьева. Интересен тот факт, что даже следствие докажет причастность названных лиц к этому убийству, им уже ничего не грозит из-за срока давности, который истек как раз в эти дни. Впрочем, из названного списка в живых остался только один человек, но и он находится в розыске по другому уголовному делу.
Возмутителем спокойствия в деле об убийстве Листьева стал находящийся в заключении 42-летний «тамбовский авторитет» Юрий Колчин, отбывавший до недавнего времени наказание как организатор убийства депутата Госдумы Галины Старовойтовой. В ноябре 2009 года Колчин согласился рассказать новые сведения об убийстве Старовойтовой в обмен на обеспечение безопасности своей семьи и включение его в программу защиты свидетелей. Колчин, утверждает, что заказчиком преступления был не Глущенко. Следствие не пошло на сделку с Колчиным, и тогда он выдал новую «сенсацию». В случае если его информация подтвердится, следствие может скостить ему срок аж до половины из 20 полученных. А он уже отсидел семь лет.
24 сентября Колчин доставлен для допросов в Москву. Следственный комитет пока от комментариев воздерживается.
Напомним, что Владислава Листьева убили 1 марта 1995 года в подъезде собственного дома на Новокузнецкой улице. Следствие предположило, что убийство связано с деловой или политической деятельностью журналиста. За месяц до смерти Листьев заявил, что на телеканале ОРТ будет запрещена реклама.
За время следствия были допрошены более 2 тыс. свидетелей. В совершении преступления признавались десять человек, находившихся в местах лишения свободы, но их версии после проверки не подтвердились.
Следствие, руководители которого также неоднократно менялись, не раз заявляло, что имена исполнителей и заказчиков известны, но они находятся за границей, Однако, до сих пор конкретные имена так и не назывались. А те, кто задерживался, оказывались на свободе. Неоднократно, как и сегодня, высказывались предположения, что заказчиком убийства тележурналиста был Борис Березовский. Летом 1997 года писали, что в Тбилиси арестован и выдан России для допроса по делу Листьева член «солнцевской» группировки Игорь Даждамиров. Но заявлениями все и закончилось, а он был осужден за изнасилование и вышел на свободу в 1999 году. Затем появилась другая версия: киллером мог быть бывший десантник Александр Агейкин, который в срочном порядке выехал за границу. В августе 1995 года в Тель-Авиве Агейкин скончался от передозировки наркотиков прямо перед началом спецоперации по его поимке. Вместе с ним по делу проходила группа бывших военных, причастных к ряду заказных убийств. Но в итоге следствие пришло к выводу, что все они не имеют отношение к убийству Листьева.
В 2001 году говорили, что к убийству Листьева могли быть причастны криминальные авторитеты по кличкам Скрыл и Квакин.
Александр Литвиненко, отравленный в Лондоне бывший подполковник ФСБ, в своей книге «Лубянская преступная группировка» косвенно обвиняет Александра Коржакова в организации убийства Листьева. В поисках заказчика следователи допросили и Бориса Березовского, и Сергея Лисовского и Сергея Михайлова.
Последний раз следствие по делу Листьева было приостановлено 21 апреля 2009 года «в связи с невозможностью установить лицо, подлежащее уголовной ответственности», спустя 14 лет с момента убийства журналиста, в октябре прошлого года дело возобновили и поручили следователю СКП Леме Тамаеву. В Следственном комитете тогда высказывалась точка зрения, что перспективы раскрытия убийства журналиста «выглядят туманными», так как многие фигуранты дела уже мертвы...
По словам Юрия Колчина (Юры Брянского), в 90-х он пару раз был свидетелем встреч своего друга, экс-депутата Госдумы Михаила Глущенко. Известного также как Миша-Хохол (арестован по обвинению в тройном убийстве) и предпринимателя Василия Владыковского (Пластилин, Вася Брянский).
На одной из таких встреч присутствовал питерский криминальный авторитет, «смотрящий от воров» Константин Яковлев (Костя-Могила) и близкий к тамбовской группировке «авторитетный предприниматель» Эдуард Канимото. Последнему, по словам Колчина, Костя-Могила и предложил убить Листьева, чтобы закрыть крупный денежный долг перед Яковлевым.
Канимото со своим «бригадиром» Владыковским обратились к главе группировки Владимиру Кумарину, и тот, якобы, дал добро на заказ Листьева. После этого Канимото, Валерий Суликовский и еще один неназванный стрелок расстреляли в Москве тележурналиста.
Колчин утверждает, что в его функции входило только предоставление убийцам московской квартиры. А когда все завершилось, в столицу приехали Яковлев, Кумарин и Глущенко. Они встретились в гостинице с Борисом Березовским, который и являлся заказчиком преступления. Под угрозой разоблачения, со слов Колчина, Березовский еще долго выплачивал «тамбовцам» крупные денежные суммы.
Как бы они доказали причастность Березовского к убийству, не подставив себя, Колчин не объясняет, что тоже не добавляет доверия его рассказу. Впрочем, теперь он может излагать любую версию. Подтвердить или опровергнуть его слова практически уже некому.
Костя-Могила был расстрелян в Москве киллерами в 2003 году.
Канимото убит в январе 2007 года за день до своего дня рождения. Тогда говорили, что это связано с его бизнесом. Он торговал сахалинской икрой. Еще с тех времен, когда носил фамилию Ким, а не Канимото и имел прозвище Китаец.
Суликовский 10 лет назад пропал без вести, третий неназванный стрелок, по словам Колчина, тоже стал жертвой бандитских разборок.
40-летний Владыковский находится в федеральном розыске по делу о рейдерском захвате кафе ООО «У Казанского» на Невском проспекте, за который его шеф Кумарин уже получил срок. Он родился под Гомелем, а с конца 80-х годов считался активным членом так называемого тамбовского ОПС. В тот период оперативники считали его старшим по контролю за проститутками в гостинице «Москва». Затем Владыковского называли одним из владельцев мясоперерабатывающего комбината в Великих Луках. По некоторым данным, он был близок к промышленной группе «Союз», подозреваемой в недружественных поглощениях. С начала 90-х Владыковский стал активно заниматься коммерцией, войдя в состав учредителей свыше десятка фирм.
Адвокат Кумарина Сергей Афанасьев заявил, что к его подзащитному «по поводу Листьева не обращались». Вряд ли стоит ждать сотрудничества со следствием и от Березовского, который уже заявил, что у него есть свои предположения о том, кто может быть причастен к убийству Листьева. «Но, то, что там сейчас происходит, - это бред и идиотизм». Впрочем, не секрет, что Березовский и Костя-Могила активно сотрудничали в начале 90-х в области рекламы на телевидении. Правда, все дела решались не этим дуэтом, а при участии тоже уже покойного Бадри Патаркацишвили, который с 1995 по 2001 год занимал руководящие посты на телеканалах ОРТ и ТВ-6.
И только Михаил Глущенко, говорят, собирается сотрудничать со следствием, хотя он не раз уже брал на себя самые немыслимые преступления. Так что и ему большого доверия нет. Даже с учетом того, что ему ничего не угрожает. Срок давности по делу Листьева истек.
Эксперт «МК», адвокат Константин Барановский:
«В соответствии с 78 статьей УК РФ, лицо освобождается от уголовной ответственности если после совершения преступления (в данном случае особо тяжкого) прошло 15 лет. Поэтому, несмотря на вновь открывшиеся обстоятельства преступники не могут быть привлечены к ответственности. То что стали известны имена заказчика и убийц ничего не дает. Разве что родственники потерпевшего могут подать в суд и потребовать возмещение вреда. В соответствии со ст. 15 УК РФ особо тяжкими преступления признаются умышленные деяния, за совершения которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет.».
Кстати, бывший генпрорурор Юрий Скуратов заявил, что фамилии и исполнителей, и заказчиков известны правоохранительным органам, однако это совсем не те люди, которых назвал Колчин.
Олег ФОЧКИН