В начале декабря на ярмарку «Нон-фикшн» приехал один из самых именитых на сегодняшний день авторов триллеров и детективов Жан-Кристоф Гранже. Читателям повезло, что большинство запланированных им прогулок по городу не состоялись из-за сильных морозов. В итоге Гранже много и долго разговаривал с поклонниками и раздавал автографы.

Гранже, после окончания Сорбонны, где он, защитив диссертацию, посвященную Флоберу, получил степень магистра филологии, в течение двух лет работал редактором в одном из издательств, а потом стал фрилансером-журналистом. Он объездил практически весь мир, а вскоре основал собственное журналистское агентство и отправился по «горячим точкам».

Журналист Гранже завоевал множество престижных премий, но успех принесла ему литература, а точнее написание романов, многие сюжеты которых он взял из своих репортажей. Так появился «Полет аистов», «Империя волков», «Багровые реки»...

- Вы привезли в Москву свой новый роман «Лес мертвецов». Он, как и все предыдущие Ваши книги очень динамичен и насыщен событиями и фактами. Однако при прочтении возникает ощущение некоей приземленности. Пропадает то, чем были известны Ваши предыдущие книги — фантастичность и мистическая составляющая сюжета. С чем это связано? Вы устали? Очень торопились сдать книгу или этому есть какие-то другие объяснения?

- Когда я писал «Братство камня», то придумал различные фантастические тайны и не менее фантастический финал. Но после этого понял, что читателям нравится приземленное решение, а не фантастичность. И это стало основой методики написания моих книг с рациональными финалами и фантастическим началом.

В этой книге происходит тоже самое. Кроме того в ней есть реальная политическая история Аргентины, а разрешение проблемы тоже вполне обосновано и носит характер политической обоснованности. Так вполне могло быть.

- Вы описываете преступников самых разных стран. Но ни разу не писали о российских преступниках и маньяках. В Росси слишком мелкий калибр бандитов для вашего творчества?

- Скорее наоборот. Их калибр слишком хорош для меня. Российские преступники очень благодатная и богатая тема. И многие из них очень известны во всем мире. Но я пока не готов к ним подступиться.

- Главные герои Ваших книг, как правило, сами люди глубоко несчастные и одинокие с целым букетом проблем. Почему это происходит? В чем закономерность, что за маньяками и преступниками гоняются тоже не совсем психически уравновешенные люди?

- Это люди-подранки с внутренней трагедией и травмой. А для детктива так гораздо интересней и лучше, поскольку накладывает отпечаток надрыва и глубину психологических переживаний.

- Ваш читатель меняется? Он стал другим за те годы, что Вы пишите?

- Конечно, меняется. Это и есть основная сложность в моей работе. Он же воспринимает в первую очередь только новое, а значит ему нужны и новые истории, которыми его нужно заинтересовать. А он избалован и телевидением, и кино, и другими видами искусства. Ему с каждым разом сложнее угодить. Но у всех людей остается желание услышать сказку, все люди ее любят. А то мои «сказки» такие страшные — так они и пишутся для взрослых, потому и страшные.

Меня недавно поразило во время очередного тура, что в турции мои поклонницы — это в основном 16-летние девочки. Как в свое время у «Битлов». Их тоже обожала молодежь этого возраста.

- В одном из старых интервью вы сказали, что ни в коем случае не дадите читать свои книги собственным детям. Детская психика не готова к Вашей литературе. А сейчас ситуация изменилась? Они читали Ваши книги?

- Да, старшему сыну уже 17 лет. И он прочитал мои романы. Получилось так, что он оказался единственным в классе, кто их не читал. Ему понравилось. Но очень важно, что автор и отец для него совершенно разные люди, он не отождествляет папу с писателем этих детективов.

- Сильно ли отличается то, что вы пишете сейчас, от того, с чего начинали?

- (Смеется.) Со временем теряешь свежесть, но приобретаешь опыт. Надеюсь, что баланс сохранился.

*

Кого из писателей-детективщиков всего мира вы считаете своими учителями? Кого Вы могли бы выделить из современников?
*

Я начал читать детективы довольно поздно, когда работал журналистом и летал в самолетах в командировки. Но начал читать все и сразу. Поэтому кого-то конкретного выделить не могу. Наверное, это классики американской и французской детективной литературы. Например, Мартин Круз Смит и его роман «Парк Горького» или Джеймс Элрой, автор «Секретов Лос-Анжелеса». Но Элрой уже пишет только исторические книги, и от детективов, к сожалению отошел. Есть еще замечательный английский писатель Том Роб Смит. Он написал криминальный триллер о России «Ребенок 44». Это история про то, как в сталинские времена сотрудник МГБ, рискуя жизнью, расследует серию ужасных убийств. Он написал уже несколько книг о России. Но, насколько я знаю, на русский язык их не переводили, хотя у нас это настоящие бестселлеры. Особенно мне понравилась в триллере фраза главного героя: «Первый раз гоняюсь за тем, кто действительно виноват.» А охотится он на серийного маньяка.

- А российских авторов, пишущих в этом жанре вы знаете?

- К сожалению, нет. Хотя знаю, что они есть.

- Сейчас на подъеме скандинавская детективная литература, ей зачитывается не только Европа, но и, похоже, весь мир. Вы чувствуете конкуренцию?

- Абсолютно никакой. Это скорее модное явление. Ничего невероятного я в книгах современных детективных писателей этих стран не вижу.

- Считаете ли вы, что наши современники стали меньше читать? Если да, то с чем это связано и можно ли как-то переломить ситуацию?

- Проблема безусловно есть. Литература страдает из-за визуальных видов искусств. Я сам, когда устаю, предпочитаю телевизор и диван.

Но потом начинаешь читать книгу, углубляешься и понимаешь, что это ни с чем не сравнимое счастье. Вот поэтому остается надежда, что любовь к чтению не умрет.

- Ваши впечатления от визита в Россию? Чем запомнились Вам российские читатели?

- Я уже рассказывал, что меня удивило в Турции, в России происходит тоже самое. Я еще во время своего первого визита несколько лет назад поразился, что среди моих читателей очень много молодежи. Дело в том, что это страшные сказки, а дети всех стран их очень любят.

Что Вы увезете с собой из Москвы кроме впечатлений?

Материальные сувениры я из поездок не привожу. Главное все-таки — это действительно впечатления. Но вот рубиновую звезду Кремля я бы взял (улыбается), ее очень хорошо описал Круз Смит...

Олег ФОЧКИН