Нечаева Н. Скинхед. М.: Рипол-классик, 2009. - 416 с.
Если честно, то даже удивительно, что эта книга только появилась. Она просто сама по себе должна была написаться. Да и предпосылок тому было более чем достаточно, начиная от «Скины. Русь пробуждается» покончившего недавно с собой Дмитрия Нестерова, до популистских работ издательства «Стогофф».
Тема молодежного экстремизма и нацизма, набирающих обороты в нашей стране с каждым днем все громче звучит в СМИ и на телевидении, на круглых столах и в выступлениях политиков, в интернете и просто на улице. Вот только проблема от этого не решается, а похоже даже нарастает как снежный ком, доводя до абсурда все правильные и умные раглагольствования.
Смущает только одно. Откуда Наталья Нечаева черпала свои знания, когда писала эту книгу? Нечаева - журналист. Работала в газетах, на радио, телевидении. Как пишут в аннотациях, «в своих книгах пишет о тех, с кем знакома лично, будь то юные ведущие радиоэфира или маститые политики, известные всей стране. Их имена, привычки, образ жизни – в ее книгах.
В свое время создала одну из первых в России коммерческих радиостанций, которая успешно вещает и по сей день. Автор книг «Куршевель. Записки тусовщицы. DOWNHILL», «Русская принцесса Монако», «Мальдивы по-русски. Записки крутой аукционистки» и других». И вдруг «Скинхед». Как=-то это не вяжется с гламуром и модными тусовками олигархов, которые Нечаева прекрасно знает изнутри.
Как утверждают издатели в новой книге показана сломанная судьба скинхеда Вани Ньютона. И его жизнь оказывается переплетенной самым невероятным образом с судьбой полковника ФСБ Стырова. «Драматические события выстраиваются в сюжет, который держит читателя в напряжении на протяжении всего романа. Кто стоит за их спинами и кого никогда не оказывается на скамье подсудимых?».
Вот в последней фразе и таится, видимо, самое главное. За бедными, одурманенными идеями нацизма, избранности и язычества подростками стоят не только циничные вожаки, отбирающие у мальчишек жизни, девушек и деньги, но и спецслужбы. Настолько законспирированные подразделения, что о них только они сами, похоже, и знают. Во всяком случае кукловоды давно уже перестали быть таковыми, сами превратившись в послушных слуг Стырова и его ближайших помощников. Это они решают, когда выйти на улицу скинхедам, когда кому-то еще. Когда принять нужный закон, когда задобрить или разозлить депутатов.
Классический вариант конспирологии. И центр всего зла находится в Питере. А москвичи выполняют придуманные этой хитрой паутиной спецслужб и их помощников планы, слепо идя на поводу.
Если бы все было так конспирологически просто — Нечаевой за раскрытие антигосударственного заговора нужно было бы дать премию и высшую награду страны. Но увы. Возможно, она неплохо знает происходящее в Питере и начиталась старых материалов и движении скинхедов, но совершенно не представляет себе течения национал-социалистов в других городах. А газетные статьи лихо перекраивает подгоняя под собственный текст и легко отбрасывая все, что в него не вписывается.
Конечно и здесь можно возразить, что это не документальное повествование, а художественное произведение с лихо закрученным сюжетом и сложной судьбой главных героев, так и не сумевших прозреть до самого финала.
Возможно. Но в книге очень много легко узнаваемых реалий, которые переводят ее из обычного художественного произведения в другой ранг. Да и сама писательница, думается, прекрасно понимала, что в первую очередь будут оценивать не ее писательский дар. И жаркие споры вызовет не слово, а содержание.
Когда пишешь такие книги ошибаться нельзя ни в одной букве. Кто знает, в какую сторону она сможет повернуть судьбу новых Ньютонов. Почему-то кажется, что убедить она их не сможет. Да и не читают они такие книги. В лучшем случае узнают в пересказе. А значит снова пойдут на улицу бороться за «свой город для русских».
Сама Наталья Нечаева недавно сказала в одном интервью: «Таких книг должно быть больше. Хотя бы для того, чтобы у людей открывались глаза, чтобы они немножко по-другому смотрели на то, что рядом, и понимали, что то, что случилось вчера с таджикской девочкой, завтра с узбекским мальчиком, послезавтра с еврейским подростком, не важно, я сейчас не буду перечислять все национальности, с кем это может произойти, может случиться и с их ребенком. Хотя бы потому, что у него темные глаза или кудрявые волосы, или нос не той формы. И поскольку в Питере эта проблема стоит очень остро, как мне кажется, исходя из того, что я сама вижу, сама наблюдаю, и проблема эта, как я понимаю, замалчиваться больше не может, потому что государственная политика, к сожалению, нацелена на замалчивание проблемы. Легко, когда проблемы нет, когда о ней не говорят, когда про нее нет фильмов, нет книг, значит, и проблемы не существует.»
С этим сложно не согласится. Вот только разделяя всех на «наших» и «чужих» проблему не решишь. И слишком поздно, но понимает это, видимо, и герой книги полковник Стыров. Но эта сюжетная линия остается нераскрытой.
«Герой моей книги в общем оказался среди скинхедов случайно», - говорит Наталья. - «И я думаю, что большинство подростков, которые составляют потом боевые отряды скинхедов, оказываются там случайно.
Книжка о судьбе 18-летнего парня с рабочей окраины, который случайно попал в компанию. Эта компания оказалась бандой скинхедов. Он пытался найти то, чего у него не было. Что нужно подростку с рабочей окраины? Власть, деньги и сила для того, чтобы почувствовать себя мужчиной. Власти нет по происхождению, денег нет по рождению, значит остается сила. Он пошел искать силу. Нашел смерть.»
А вот часть о «дирижировании» спецслужбами националистическими движениями оказалась сырой и неубедительной.
Немало нареканий и к оформлению. Ведь подростки, составляющие большинство наци-скинов очень тщательно следят за такими вещаим. И вряд ли у них вызовет доверие книга с названием «Скинхед» (что уже несколько спорно и обще по отношению к содержанию), на обложке которой нарисован представитель другой субкультуры. Это выстрел в холостую. Вряд ли Наталья Нечаева рассчитывала на такой результат.
И небезынтересны оценки романа представителями самого движения: «...Автор книги, по видимому, не знакомилась близко с представителями правого молодежного движения и поэтому идеология молодых националистов выглядит в книге поверхностно и примитивно. Ее герои-скинхеды очень слабо обосновывают свои убеждения, они все показаны язычниками, гитлеристами, сталинистами и притом весьма неглубокими. Эта часть книги интереса для читателя-националиста не представляет.
В книге безусловно негативно представлены «лица кавказской национальности» и положительно – евреи. Иначе, чем конъюнктурой издательского бизнеса объяснить это невозможно.»
Грустный вывод.