Гранже Ж-К Мизерере Пер. с франц. Ратай А. М.: Иностранка, 2009. - 624 с.
Гранже нужно либо читать, либо сделать вид, что его нет. Потому что не читать его невозможно. Он умеет строить сюжет так, что забываешь обо всех своих проблемах и живешь только сюжетом его книги. Судьба главных героев и их расследование оказываются для тебя гораздо важнее твоих собственных забот и всеобщего кризиса. Тем более, что действие романа происходит еще в те благословенные времена. Когда о кризисе думали, но не предполагали, что он будет так скоро и в таких масштабах.
Ну да Бог с ним, с кризисом, судьба и расследование сыщиков из романа Гранже стоят на порядок выше. Ну, хотя бы, на момент чтения.
У этого писателя есть удивительное свойство. Ему безоговорочно веришь, хотя и понимаешь, что во время работы он собирает только то, что ему необходимо для острого и страшного сюжета, а остальное он отбрасывает и забывает. Как будто этого просто не существует. Впрочем, проблемы, которые поднимаются в «Мизерере» никуда от нас не ушли. Они есть, они преследуют нас каждый день и неотвратимо входят в нашу жизнь, вопреки желаниям и точке зрения. Это прошлое, которое преследует нас и заставляет внимательно приглядеться к тем, кто находится рядом. В своей беспечности мы это часто забываем, а наши близкие становятся жертвами маньяков, притаившихся в соседнем дворе. И нет уверенности, что хоть кому-то удастся их выкурить...
В армянском соборе Святого Иоанна Крестителя в Париже убит чилийский беженец Вильгельм Гетц, регент хора мальчиков и органист. Практически сразу после убийства становится ясно, что убили его очень необычно: точным, сильным и расчетливым ударом очень тонкой металлической иглы в барабанную перепонку. И сделано это было молниеносно. И умер чилиец от нестерпимой боли.
Офицер полиции в отставке и прихожанин собора Лионель Касдан немедленно начинает собственное неофициальное расследование. Для него это дело чести, поскольку осквернили его храм.
Но дело сразу приобретает неожиданный поворот. Уже в первый день сыщик выясняет, что убитый был гомосексуалистом. А из его хора, и не только в армянском храме, но и в других местах, где он работал, периодически пропадали мальчики.
К Касдану присоединяется русский по происхождению бывший наркоман Седрик Волокин из отдела по защите прав несовершеннолетних. Несмотря на свое пагубное пристрастие, он остается одним из лучших сыщиков Парижа и находит преступников так, как это не удается никому из его товарищей по работе.
Армянин считает, что виноваты, скорее всего, спецслужбы, например, чилийские, а русский убежден, что регенту отомстили его жертвы. То есть речь идет о ребенке-убийце. Или о нескольких детях, к чему со временем склоняется и отставной полицейский.
Жан-Кристоф Гранже – знаменитый автор остросюжетных бестселлеров «Багровые реки», «Империя волков» и «Черная линия». Он в прошлом — журналист, и, как утверждает сам писатель, этот жизненный опыт очень ему помогает в работе над книгами, в которые нередко вплетаются реальные истории из жизни, с которыми Гранже сталкивался в своих репортажах. Это седьмая книга писателя.
Сюжет для почитателей творчества Гранже, в общем-то, знаком. Он опять пытается вывести на чистую воду тех, кто создает идеальную расу. В романе намешаны религиозные фанатики, чилийские диктаторы, врачи-убийцы из нацисткой Германии, сектанты, отставники-солдаты удачи с со всеми признаками маниакальной депрессии... Остановится и передохнуть вам будет просто некогда. Но вы и не захотите это делать.
Название книге дало одноименное церковное песнопение Григорио Аллегри. Именно оно стало ключом к расследованию убийство церковного регента и последовавших за ним других преступлениях. Именно оно навело сыщиков на мысль, что убийцы - дети. Название этого романа нужно было бы перевести так: «Помилуй меня, Боже…» потому, что именно так начинается Псалом 50 - молитва грешника о милости Божьей, и текст и смысл которого являются лейтмотивом книги и главной подсказкой. Но сыщики даже представить себе не могли, что стоит за этим убийством, и куда их приведет расследование. Иногда создается впечатление, что и сам писатель этого не знает. Но в итоге он плавно и красиво выруливает на финал, который расставляет все точки над «и». Вот только наличие жестоких подробностей и описание пыток и истязаний немного коробит и заставляет периодически морщится, оставляя некий осадок от романа. Впрочем, возможно это субъективная оценка. Человечество так привыкло к кошмарам и ужасам, что просто не обращает на них внимание. Хотя, когда вы узнаете истинные биографии обоих главных героев, эта жестокое бытописание станет объяснимым. Такое мог придумать только Гранже, в очередной раз удивив и перевернув все с ног на голову. Его герои, как песочные часы, пересыпают свое прошлое и настоящее из одного сосуда памяти в другой. А песчинки перемешиваются и создают новую реальность, в которой даже ирреальное становится объяснимым и понятным.
Главное — это не анализировать книги Гранже после прочтения. Иначе вы испортите все положительное впечатление от романа и найдете множество нестыковок, на которые просто не обращаете внимание в процессе чтения. Вам это нужно?