Наверное, нет в России ни одного человека, который бы не смотрел «Приключения Электроника». Этот трехсерийный фильм буквально выкашивал дворы, когда его показывали по телевизору. А песни распевали на всех конкурсах и слетах. В один день мальчишки и девчонки, снимавшиеся в фильме, обрели славу. Я сам в детстве гордился тем, что в моем дворе живет мальчик, игравший в картине самого маленького, но самого умного приятеля главного героя. И хотя в жизни он был мало похож на персонажа фильма и книги, для нас это не имело никакого значения. С тех пор он ассоциировался только со своим киногероем.
Эта слава распространилась не только на актеров, но и на писателя, написавшего удивительную и интересную повесть. И, пожалуй, это было самой заслуженной славой. 21 июля замечательному детскому писателю, сценаристу и журналисту Евгению Серафимовичу Велтистову исполнилось бы 75 лет. Всего 75… А его нет с нами уже двадцать лет!
Журналист
Велтистов родился в Москве, в семье военного инженера. (Фамилия греческого происхождения (велтиотос - лучший), возможно, была дана кому-то из его предков в семинарии. Но в то время о таком происхождении старались не вспоминать.) На второй год Великой Отечественной войны он пришел учиться в школу. В 265-ю на Домниковской улице. Ее там давно уже нет. Там теперь проходит проспект Академика Сахарова в нагромождении полуметалических- полубетонных банковских громад...
Книг было мало. Тетрадей еще меньше. Читать хотелось очень сильно. Когда спросили, кем ты станешь, ответил: «Продавцом детских книжек. Чтобы прочитать все».
Потом он передумал. Решил стать журналистом. Это было твердое решение. И Евгений поступил на факультет журналистики МГУ, который успешно закончил в 1956 году. Потом работал в газетах и редактором отдела в журналах «Огонек». Он занимался фельетонами и всякой популярной, веселой и интересной всячиной, которая печаталось на последних страницах.
Велтистов был очень худым. И из-за этого казался еще длинней, чем был на самом деле. Помните профессора Громова из «Приключений Электроника»? Мне иногда кажется, что этот профессор и есть сам Евгений Серафимович…
Редакция занимала три этажа в большом доме. И когда в праздничные дни вывешивали веселую стенгазету, Велтистова, как правило, изображали примерно так: голова на третьем этаже, туловище - на втором, а бегущие ноги - на первом.
Редактором он конечно стал не сразу. Ему помог талант и неутомимый поиск новых героев, которых длинногому пытливому юноше удавалось находить в самых неожиданных местах. Именно так Евгений Велтистов заново открыл нам в 1958 году автора всеми любимой с детства песенки «В лесу родилась елочка». Раисе Адамовне Кудашевой в то время было уже 80 лет!. Появившееся в новогоднем «Огоньке» интервью переменило жизнь старушки. Ей стали писать и звонить незнакомые люди, ее приглашали в школы и детские сады. Если бы эта встреча произошла чуть раньше... Раисы Адамовны вскоре не стало. Но именно Велтистов вернул ее людям, когда она сама уже, похоже поставила крест на своем прошлом.
Затем Велтистов помог детскому саду поселиться на даче, принадлежавшей мошеннику...
Но то, что выплескивалось в журнальных материалах совсем не походило на того Евгения Велтистова, которого видели многие окружающие. Его считали скрытным молчуном и довольно жестким человеком, способным несмотря ни на что добиться своей цели. А он и не стремился разбить этот образ, раскрываясь только перед самыми близкими людьми.
Что-то в нем было такое, что ему доверяли даже на самом «высоком партийном уровне». Молодому журналисту разрешали ездить в командировки в капстраны, что дозволялось в то время отнюдь не каждому. Он даже взял интервью в США у шефа уголовной полиции Нью-Йорка!.
А еще был журнал «Кругозор». Старшее поколение прекрасно помнит это издание, в котором помимо репортажей были еще и пластинки с аудиокорреспонденциями со всей страны и песнями популярных советских и зарубежных исполнителей. Именно из-за этих пластинок журнал не залеживался в киосках «Союзпечати», а буквально разлетался сразу после поступления в продажу. В нем в те же годы работал ровесник Велтистова – замечательный бард Юрий Визбор. Представляете, какая подобралась команда!
Затем Евгений Серафимович работал в аппарате ЦК КПСС. Всегда в костюме, при галстуке, всегда к 9 утра на работу. А параллельно он писал замечательные детские книжки. Как это все уживалось?
Печататься он начал с конца 1950-х. Первая его научно-фантастическая публикация — повесть «Приключения на дне моря» (1960), опубликованная в «Детгизе». В 1966-м стал членом Союза писателей. А за сценарий телефильма «Приключения Электроника» в 1982-м году стал лауреатом Государственной премии СССР. Он был членом редколлегии альманаха «Мир приключений». Награждён орденами «Дружбы народов» и «Знак Почёта».
Жена писателя Марта Петровна Баранова старше писателя на десять лет. Она работала корректором в Управлении делами Совмина СССР, литературным сотрудником, заведующим отделом литературы и искусства и в отделе писем редакции газеты «Пионерская правда». Написала в соавторстве с Евгением Серафимовичем несколько книг для детей: «Тяпа, Борька и ракета», «Излучать свет».
Последние шестнадцать лет, до самой смерти, Велтистов прожил на улице Алабяна, на четырнадцатом этаже огромного дома-корабля. Здесь написал сказку «Золотые весла времени, или Уйди-уйди» и повесть «Быть человеком!» о докторе Гаврииле Илизарове, в буквальном смысле поставившем на ноги множество людей. У писателя девять внуков.
Похоронен Евгений Велтистов на Троекуровском кладбище в Москве...
Писатель
Велтистов написал множество замечательных и очень разных книг для детей. Достаточно просто перечислить их названия, чтобы вы сами вспомнили любимых героев. «Приключения на дне моря», «Тяпа, Борька и ракета», «Глоток солнца», «Излучать свет», «Миллион и один день каникул», «Ноктюрн пустоты», «Гум-Гам» - повесть о тупике, в который заводит сказочное «исполнение желаний», «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников»...
Повесть-сказка «Миллион и один день каникул» рассказывает о необычных каникулах школьников в космическом пространстве, где один день может быть равен тысячам земных лет. Корабль «Виктория», в котором летят три пятиклассника на встречу с родителями, работающими в Дальнем космосе, попадает в сферу притяжения невидимой звезды – «чёрного карлика», или «чёрной дыры». С пассажирами корабля происходят необыкновенные приключения: они встречают себя «вчерашних» и «завтрашних».
Очень добрыми получились «Классные и внеклассные приключения необыкновенных первоклассников», в которых действуют герои с запоминающимися именами Одноух и Дыркорыл — это крольчонок и поросенок, воспитывавшиеся в семье бухгалтера Нехлебова. Там же вам встретится белая ворона Картина и учительница Тамара Константиновна, которая превращалась в Константинтамарыча. Жалко, что сейчас эту книгу почти никто не помнит...
А еще был «Железный рыцарь на Луне». Это совсем не детская книжка, которая рассказывает о тех, кто создает космические корабли и о первых космонавтах. Это одна из первых подобных книг, появившихся и в нашей стране, и в мире. Вышла повесть впервые в «Комсомольской правде» в 1961 году, а в 1986 году была издана в издательстве «Детская литература» отдельной маленькой книжечкой
В 1985 году Евгений Серафимович написал сценарий для телеспектакля «Хоббит». Тогда эту ставшую культовой сказочную историю в Советском Союзе почти не знали.
«Хоббит» у Велтистова получился любопытным, добрым и трогательным. Конечно, там нет дорогих спецэффектов и роскошных декораций. И все же дух книги он передает. Бильбо играет Данилов... А Зиновий Гердт читает от Автора, то есть от Толкина...
Как Электроник завоевал мир
Но всесоюзную известность Велтистову — детскому фантасту принес цикл произведений о мальчике-андроиде Электронике, копии школьника Сыроежкина — «Электроник — мальчик из чемодана. Повесть-фантазия», «Рэсси — неуловимый друг», «Победитель невозможного», «Новые приключения Электроника»; по первым двум повестям и снят популярный телефильм.
Вот как он сам объяснял, почему Электроник — мальчик из чемодана. Собрался автор на курорт. Уложил в чемодан вещи, пишущую машинку, стопу бумаги, несет к поезду и вздыхает: до чего тяжело. Стал фантазировать: может, в чемодане кто-то есть? Может, там... электронный мальчик? Вот откину крышку, он откроет глаза, встанет, скажет: «Здравствуй, меня зовут Электроник...» Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Поезд тронулся... Пришлось у моря обойтись без ластов. Зато почитал вволю. А про воображаемого мальчика из чемодана не забыл.
А еще он удивительно сочетал в себе два противоборствующих в спорах клана интеллигенции того времени: «физиков» и «лириков». С одной стороны все, что он писал, было связано с физикой. Но и поэзию он не отвергал, а считал необходимой для нашей жизни.
Именно таким он изобразил учителя математики Таратара, который, говоря о творческом процессе, приводит в пример стихи Пушкина.
И, как рассказывал сам Велтистов, это не фантазия писателя, такой человек существовал в реальности. Когда Евгений Серафимович придумывал «Электроника», он заглядывал в школу с математическим уклоном. Там был учитель Танатар Исаак Яковлевич: он ходил с ребятами в походы, выпускал классный листок «Программист-оптимист». Писатель только подправил одну букву в его фамилии... А во время обсуждения рукописи повести в издательстве настоял, чтобы ее дали на отзыв заслуженному учителю математики. И получил сдержанное одобрение: будущая книга «должна представить интерес для читателя».
Гораздо эмоциональнее отреагировал профессор Сергей Капица, назвав повесть «Буратино наших дней».
После премьеры фильма про Электроника в 1980 году, в библиотеки выстраивались длинные очереди. Книгу давали только на два дня. А Велтистов получил около 80 тысяч писем от читателей и зрителей.
Затем начался бум строительства собственных роботов. Практически в каждой школе был кружок, где их конструировали и испытывали. Проводили городские конкурсы и мечтали о собственном электронном Рексе.
Были даже предложения устроить олимпийские игры в честь Электроника. Проводили конкурсы на «лучшего Электроника по учебе», ставили по «Электронику» спектакли...
Фильм поставлен по сценарию Велтистова режиссером Константином Бромбергом. До сих пор фанаты собираются на сайте, посвященном фильму. Кстати, фильм отличается от книг. И изменения вносил сам Велтистов. Так в книге Электроник бегает, и у него из-под куртки выпадает шнур со штепселем. А в кино сделали Электроника не механическим, а живым, обаятельным мальчишкой.
Два года назад, в 2007 году Бромберг, который теперь живет в США, решил снять нового «Электроника» - 30-серийного. Параллельно должны были начаться съемки блокбастера «по мотивам» в Голливуде. Бромберга, кстати, звали на этот проект, но для него очень важно участие и наших артистов, что американцев не устроило...
Это будет продолжение истории через 40 лет. Сыроежкин стал директором института имени Громова. У него растет тринадцатилетний сын-оболтус — невероятно похожий на папу в детстве. Именно он и станет главным героем сериала. А вот Электроник не изменился. Робот! И он снова спасает человечество. А еще в фильме вновь появится Николай Караченцев, который сыграет вышедшего из тюрьмы и ставшего положительным героем Урри. Правда, он будет в основном молчать... Братья Торсуевы от участия в проекте отказались. У Юрия (Сыроежкин) и Владимира (Электроник) другая жизнь, хотя проект они и поддерживают. Сейчас Владимир работает в администрации Красноярского края — он советник замгубернатора по таможенным вопросам. Юрий занимается автомобильным бизнесом, а параллельно состоит в российской команде «Формулы-1». Но вот когда фильм появится, пока неизвестно. Кризис.
Олег ФОЧКИН.
(Использованы воспоминания друзей и сослуживцев Евгения Велтистова.)