Сегодня в Академии Генпрокуратуры России начала работу двухдневная научно-практическая всероссийская конференция «Экстремизм, его причины и проблемы и борьбы с ним». В ней приняли участие не только представители всех силовых ведомств, но и судейское сообщество, ученые и педагоги.
Открыл конференцию ректор Академии Игорь Звечаровский и Президент Российской криминологической ассоциации Азалия Долгова.
Каждый из выступающих попытался дать свое определение экстремизма и подчеркивал о необходимость разделения понятий экстремизма и экстремистского сообщества, которое пока отсутствует в нашем законодательстве.
По словам начальника управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и противодействию экстремизму Генпрокуратуры РФ Вячеслава Сизова, нужна профилактика и совершенствование законодательства для борьбы с экстремизмом в современных условиях. Тем более, что по сравнению с 2008 годом преступления экстремистской направленности выросли в прошлом году с 460 зарегистрированных до 548. Снижение происходит только на дальнем Востоке, а больше всего экстремисты проявили себя в Нижегородской, Московской и Свердловской областях. Так в Московский окружной военный суд передано дело группы Национал-социалистического сообщества («МК» писал об этом деле), члены которого причисляли себя к НСО, группе «Белые волки» и «Кровавые ботинки». На их счету более десятка убийств лиц не славянской национальности.
Отметил прокурор и тот факт, что кроме «русских» националистов» отметились в прошлом году и другие экстремисты. В качестве примера было приведено известное дело «Черных ястребов». В Петербурге скоро будет слушаться дело о распространении в одной из социальных сетей проповедей Саида Бурятского и создания нескольких ультраправых групп.
Особо Сизов подчеркнул бесконтрольность влияния на молодежную среду интернет-ресурсов, что особенно стало заметно год назад. Когда во всех школах по программе «Образование» появился фактически свободный доступ в интернет без каких-либо фильтров. В итоге после проверки было выявлено, что в одной из чувашских школ хранились в компьютере материалы по деятельности экстремистских организаций и созданию сект. Сейчас нарушения устранены, а виновные наказаны. Экстремистские сайты использовали в образовательных учреждениях учащиеся Северной осетии и Чечни. Это тоже стало известно после прокурорской проверки.
По мнению Сизова, результативность оперативных служб явно неадекватна сложившейся ситуации. Профилактика на местах зачастую носит формальный характер, нет должного финансового обеспечения. А радикальные настроения в молодежной среде продолжают расти.
Как заявил в своем выступлении главный научный сотрудник Академии управления МВД России Дмитрий Сочнев, «крест насилия смещается от терроризма к экстремизму». Наблюдается рост протестных экстремистских акций в молодежной среде.
А ведущий научный сотрудник НИИ Академии Генпрокуратуры Анатолий Гуськов вообще считает, что необходима новая государственная информационная политика и соответствующая государственная стратегия. Только это и сможет выравнять ситуацию.
Вице-президент Российской криминологической ассоциации Виталий Номоконов считает, что закон в России не исполняется как данность, а только по особому указанию, что в свою очередь ведет к протестным настроениям, а отсюда и к экстремизму. Правовой нигилизм укореняется не только в народе, но и среди чиновников и и исполнителей. В этом и кроется наша главная проблема, по его мнению.
Но наибольший интерес вызвал доклад главного научного сотрудника ВНИИ МВД РФ Виктора Сундеева «Экстремизм в развертывающемся глобальном кризисе».Он охарактеризовал причины, которые привели молодежь к экстремистским проявлениям, дал развернутый анализ произошедшего демографического кризиса в стране, который может привести к кризису развития. Особую боль вызывает рост беспризорности, который уже в два с половиной раза больше, чем во время Гражданской войны в России. А это ведет к вливанию в криминальную среду. «Система образования больше занимается подсчетов очков по ЕГЭ, чем воспитанием», считает Сундеев. Еще одна проблема наркотики. Сегодня порог первого употребления наркотиков среди детей снизился с 17 до 6 лет! 17 тысяч детей в возрасте до 10 лет находятся в лечебных заведениях с диагнозом наркомания.
Все это приводит к предельному радикализму. По мнению Сундеева, в молодежной среде экстремизм явление привнесенное, позволяющее использовать подростков в политических целях.
Сундеев выделяет четыре тренда современного экстремизма в России по либеральной идеологии. Это фашизм во всех его проявлениях, антифа, которая по методам и средствам ничем не отличается и спокойно относится не только к глобализму, но и к гомосексуализму («А гомосексуальные боевики совершают наибольшие зверства»), религиозный фанатизм, к которому в последнее время добавилось неоязычество, и этнократизм.
Особую проблему составляет то, что современные экстремисты на 50% общаются в виртуальной среде и их труднее стало ловить. Зачастую они ни разу не видели друг друга и общаются только в сети, где и договариваются об акциях, там же осуществляют вербовку и финансирование.
В качестве примера Сундеев привел небезызвестный сайт «Большая игра», который в минувшую среду официально причислен Минюстом к экстремистским и запрещен в России. По словам Сундеева, до 7 уровня — убийств, в реальном времени, а не в сети дошли 27 тысяч участников этой «игры». И это за 2 года! А уголовных дел по участникам этих убийств всего 6 на всю страну. Это прекрасная база для боевиков, которую создавали профессионалы. И зарегистрирован сайт в Чикаго с «зеркалами» в Алабаме и Новой Зеландии. Пресекать деятельность таких экстремистов очень сложно.
Семинар продолжил свою работу. Его участники надеются выработать единые определения понятий экстремизма и найти варианты борьбы с этим явлением. Должны принять участие в обсуждении и члены Общественной палаты России.
В целом же создается ощущение отставания большинства выступавших по проблематике на 2-3 года. Она мыслят теми категориями, которые любо устарели, либо видоизменились, либо никогда таковыми не были. Теоретики пытаются подогнать современный экстремизм под уже существующие модели и только теряют время. А поезд уходит все дальше и дальше....
Олег ФОЧКИН.