Над пропастью без лжи
Бегбедер Ф. Уна&Сэлинджер. Пер. с фр. Н. Хотинской. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 320 с.
4 звезды
Новый роман Фредерика Бегбедера, который ждали целых пять лет, называется «Уна и Сэлинджер». Это – история о платонических взаимоотношениях молодого писателя Джерома и дочери драматурга.
Жанр своей новой книги сам Бегбедер с присущим ему стремлением эпатировать определяет как «faction»: от английского «fact» («факт») плюс «fiction» («вымысел»).
Семь лет назад Бегбедер в надежде поговорить с самим Сэлинджером и записать беседы как интервью полетел в город Корниш. Но, как известно, великий писатель давно жил никого не принимая. В полном одиночестве. И делать исключения для мало известного ему француза, пусть и очень настойчивого, не стал.
Тем не менее с пустыми руками уже отчаявшийся француз все-таки не уехал. По традиции исследовав все бары городка, где жил Сэлинджер, Бегбедер в одном из них наткнулся на фотографию Уны О’Нил. Она и стала отправной точкой для написания нового романа. Более того, именно ее история и легла в основу сюжета.
Когда Сэлинджер впервые встретил молодую Уну, ей было всего 15 лет. У них была считающаяся идеальной разница в возрасте – шесть лет. Ровно настолько Сэлинджер был старше. Между ними вспыхнула искра, как это принято говорить. Но, кому, как не Бегбедеру все знать о влюбленности. Долго этот союз продлиться просто не мог. Уна мечтала стать актрисой, а не подружкой малоизвестного литератора.
Итак, в книге Бегбедера вы встретитесь с множеством знаменитостей давнего и недавнего прошлого. И различить правду и вымысел будет совсем не просто.
Здесь встречаются, разговаривают, влюбляются, ссорятся и переживают Хемингуэй, Чаплин и многие другие, включая самого Бегбедера.
1940 год, Нью-Йорк. Именно тогда молодой Джерри Сэлинджер познакомился с 15-летней Уной О’Нил, дочерью известного драматурга и нобелевского лауреата Юджина О’Нила.
До нападения японцев на Пёрл-Харбор оставалось совсем немного. И начало войны тоже сыграло роль в отношениях молодой пары. Сэлинджер отправился воевать в Европу. Впереди его ждет высадка в Нормандии, не менее жестокие, но забытые бои в Германии зимой 1945-го, освобождение концлагерей, тернистый путь сквозь журнальные публикации в большую литературу, встреча с Хемингуэем в военном Париже, выход «Над пропастью во ржи» (1951), всемирная слава и полвека затворничества.
А Уна, как и мечтала, отправилась на кинопробы. Впрочем, актриса из нее не получилась. У нее было другое предназначение. Именно на этих пробах молодая девушка познакомилась с Чарли Чаплиным. Джерри был забыт почти моментально.
Уна стала женой гениального комика.
Кстати, одним Чаплиным не обошлось. В это время вокруг молодой красавицы, проводящей время в ночном клубе «Сторк», вьются юные и уверенные в собственной гениальности Трумен Капоте и Орсон Уэллс. Но это все фрагменты биографии. Впереди была долгая счастливая жизнь с великим Чарли. Уна стала матерью восьмерых его детей. Тот, кстати, был старше жены на целых 36 лет. А Сэлинджер так и не смог забыть Уны до самой своей смерти.
Издатели записали новую книгу скандального французского писателя в раздел биографий и мемуаров. И это абсолютно неправильно. Бегбедер многое придумывает, додумывает, моделирует через собственную проекцию. Но он человек другого времени и взглядов. Он – житель другой страны и другого мира. Он иначе мыслит и воспринимает окружающее. Его история любви Уны и Джерри – это его история. К реальности она имеет очень относительное отношение, хотя очень интересна и увлекательна.
Бегбедера интересуют не реальность и факты, а сам момент встречи молодых людей и модель их отношений на тот момент. То, что определило всю дальнейшую жизнь гениального Сэлинджера, что стало преградой в отношениях с другими людьми на всю жизнь. Ведь именно эта жизненная ситуация и определила творчество писателя и его внутреннее состояние. Без этого не было бы Сэлинджера.
В конце романа Фредерик Бегбедер появляется в пьяном виде в одном из ночных баров Вербье (швейцарского курорта). Как признается сам автор, он не смог удержаться, и все-таки написал в романе немного о себе. Там он взваливается на столик, за которым сидит Уна, уже жена Чаплина, в компании с Труманом Капоте.
Уна – прошедшая период зрелости, но все еще красивая женщина, а ее спутник по описанию напоминает всего лишь маленького бульдога.
После окончания книги Бегбедер сказал своему издателю, что это роман будет настоящим, первым из всех прежде опубликованных. Автор посвятил книгу своей третьей жене, молодой модели Ларе Мишели. В Барселоне автор бестселлера «Любовь живет три года» достал из кармана кольцо и подарил молодой подруге со словами: «Сегодня ровно три года, как мы вместе, а кажется, что прошло три дня… У меня редко что-то получается с первого раза. Надеюсь, два предыдущих развода принесут пользу моему третьему браку». Новая мадам Бегбедер — еще и студентка Женевского университета, изучает историю искусств. Возможно, это попытка самого Бегбедера отыскать себя в современном мире. И долгое молчание на книжном поприще – одно из объяснений этих поисков.
Да и еще один интересный момент. Бегбедер никогда не скрывал, что он большой поклонник Сэлинджера. Но в процессе написания книги он сам влюбился в Уну. И еще неизвестно, как сумеет выпутаться из тих отношений с покойной возлюбленной двух тоже покойных гениев… Хотя шанс встретиться с Сэлинджером у него все-таки был. Он сам его упустил или струсил на пороге открытия.
Эту книгу нужно прочитать и поклонникам Сэлинджера, и поклонникам Чарли Чаплина, и поклонникам Бегбедера. Они найдут для себя много нового и неожиданного. Например, повзрослевшего Бегбедера, который, похоже, устал от эпатажа и загулов и пытается понять нового себя. Потому и обратился к образу своего кумира.
«Закончив книгу, — рассказывает Бегбедер, — я сказал своему издателю: «Ты увидишь, что на этот раз у меня получился настоящий роман. Первый из девяти написанных».
Фредерик жалуется, что якобы не хочет больше прожигать жизнь, что устал от светских тусовок в Париже, Москве, Нью-Йорке. Он завязал с наркотиками, за которые однажды провел двое суток за решеткой в парижской тюрьме. Теперь писателя тянет на покой. Он всерьез подумывает о том, чтобы перебраться в страну басков, в бывший рыбацкий поселок Гетари, где у него свой дом. «Сегодня больше всего ненавижу работать. Меня привлекает мысль уйти на пенсию в 49 лет, — говорит он. — Размышлять о судьбах мира, лежа в гамаке, а не сидеть за письменным столом. Лет десять назад это казалось мне немыслимым».
С возрастом становишься все циничнее и пресыщеннее, заключает Бегбедер: « Мне больше всего подходит слово «дилетант». Но это гораздо лучше, чем быть человеком никчемным».
Бегбедер ищет в себя в Сэлинджере. И когда вы будете читать эту книгу, вы вместе с Бегбедером будете искать себя и его. А что будет дальше? Бегбедер пока только ищет ответ…
Олег Фочкин
Бегбедер Ф. Уна&Сэлинджер. Пер. с фр. Н. Хотинской. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2015. – 320 с.
4 звезды
Новый роман Фредерика Бегбедера, который ждали целых пять лет, называется «Уна и Сэлинджер». Это – история о платонических взаимоотношениях молодого писателя Джерома и дочери драматурга.
Жанр своей новой книги сам Бегбедер с присущим ему стремлением эпатировать определяет как «faction»: от английского «fact» («факт») плюс «fiction» («вымысел»).
Семь лет назад Бегбедер в надежде поговорить с самим Сэлинджером и записать беседы как интервью полетел в город Корниш. Но, как известно, великий писатель давно жил никого не принимая. В полном одиночестве. И делать исключения для мало известного ему француза, пусть и очень настойчивого, не стал.
Тем не менее с пустыми руками уже отчаявшийся француз все-таки не уехал. По традиции исследовав все бары городка, где жил Сэлинджер, Бегбедер в одном из них наткнулся на фотографию Уны О’Нил. Она и стала отправной точкой для написания нового романа. Более того, именно ее история и легла в основу сюжета.
Когда Сэлинджер впервые встретил молодую Уну, ей было всего 15 лет. У них была считающаяся идеальной разница в возрасте – шесть лет. Ровно настолько Сэлинджер был старше. Между ними вспыхнула искра, как это принято говорить. Но, кому, как не Бегбедеру все знать о влюбленности. Долго этот союз продлиться просто не мог. Уна мечтала стать актрисой, а не подружкой малоизвестного литератора.
Итак, в книге Бегбедера вы встретитесь с множеством знаменитостей давнего и недавнего прошлого. И различить правду и вымысел будет совсем не просто.
Здесь встречаются, разговаривают, влюбляются, ссорятся и переживают Хемингуэй, Чаплин и многие другие, включая самого Бегбедера.
1940 год, Нью-Йорк. Именно тогда молодой Джерри Сэлинджер познакомился с 15-летней Уной О’Нил, дочерью известного драматурга и нобелевского лауреата Юджина О’Нила.
До нападения японцев на Пёрл-Харбор оставалось совсем немного. И начало войны тоже сыграло роль в отношениях молодой пары. Сэлинджер отправился воевать в Европу. Впереди его ждет высадка в Нормандии, не менее жестокие, но забытые бои в Германии зимой 1945-го, освобождение концлагерей, тернистый путь сквозь журнальные публикации в большую литературу, встреча с Хемингуэем в военном Париже, выход «Над пропастью во ржи» (1951), всемирная слава и полвека затворничества.
А Уна, как и мечтала, отправилась на кинопробы. Впрочем, актриса из нее не получилась. У нее было другое предназначение. Именно на этих пробах молодая девушка познакомилась с Чарли Чаплиным. Джерри был забыт почти моментально.
Уна стала женой гениального комика.
Кстати, одним Чаплиным не обошлось. В это время вокруг молодой красавицы, проводящей время в ночном клубе «Сторк», вьются юные и уверенные в собственной гениальности Трумен Капоте и Орсон Уэллс. Но это все фрагменты биографии. Впереди была долгая счастливая жизнь с великим Чарли. Уна стала матерью восьмерых его детей. Тот, кстати, был старше жены на целых 36 лет. А Сэлинджер так и не смог забыть Уны до самой своей смерти.
Издатели записали новую книгу скандального французского писателя в раздел биографий и мемуаров. И это абсолютно неправильно. Бегбедер многое придумывает, додумывает, моделирует через собственную проекцию. Но он человек другого времени и взглядов. Он – житель другой страны и другого мира. Он иначе мыслит и воспринимает окружающее. Его история любви Уны и Джерри – это его история. К реальности она имеет очень относительное отношение, хотя очень интересна и увлекательна.
Бегбедера интересуют не реальность и факты, а сам момент встречи молодых людей и модель их отношений на тот момент. То, что определило всю дальнейшую жизнь гениального Сэлинджера, что стало преградой в отношениях с другими людьми на всю жизнь. Ведь именно эта жизненная ситуация и определила творчество писателя и его внутреннее состояние. Без этого не было бы Сэлинджера.
В конце романа Фредерик Бегбедер появляется в пьяном виде в одном из ночных баров Вербье (швейцарского курорта). Как признается сам автор, он не смог удержаться, и все-таки написал в романе немного о себе. Там он взваливается на столик, за которым сидит Уна, уже жена Чаплина, в компании с Труманом Капоте.
Уна – прошедшая период зрелости, но все еще красивая женщина, а ее спутник по описанию напоминает всего лишь маленького бульдога.
После окончания книги Бегбедер сказал своему издателю, что это роман будет настоящим, первым из всех прежде опубликованных. Автор посвятил книгу своей третьей жене, молодой модели Ларе Мишели. В Барселоне автор бестселлера «Любовь живет три года» достал из кармана кольцо и подарил молодой подруге со словами: «Сегодня ровно три года, как мы вместе, а кажется, что прошло три дня… У меня редко что-то получается с первого раза. Надеюсь, два предыдущих развода принесут пользу моему третьему браку». Новая мадам Бегбедер — еще и студентка Женевского университета, изучает историю искусств. Возможно, это попытка самого Бегбедера отыскать себя в современном мире. И долгое молчание на книжном поприще – одно из объяснений этих поисков.
Да и еще один интересный момент. Бегбедер никогда не скрывал, что он большой поклонник Сэлинджера. Но в процессе написания книги он сам влюбился в Уну. И еще неизвестно, как сумеет выпутаться из тих отношений с покойной возлюбленной двух тоже покойных гениев… Хотя шанс встретиться с Сэлинджером у него все-таки был. Он сам его упустил или струсил на пороге открытия.
Эту книгу нужно прочитать и поклонникам Сэлинджера, и поклонникам Чарли Чаплина, и поклонникам Бегбедера. Они найдут для себя много нового и неожиданного. Например, повзрослевшего Бегбедера, который, похоже, устал от эпатажа и загулов и пытается понять нового себя. Потому и обратился к образу своего кумира.
«Закончив книгу, — рассказывает Бегбедер, — я сказал своему издателю: «Ты увидишь, что на этот раз у меня получился настоящий роман. Первый из девяти написанных».
Фредерик жалуется, что якобы не хочет больше прожигать жизнь, что устал от светских тусовок в Париже, Москве, Нью-Йорке. Он завязал с наркотиками, за которые однажды провел двое суток за решеткой в парижской тюрьме. Теперь писателя тянет на покой. Он всерьез подумывает о том, чтобы перебраться в страну басков, в бывший рыбацкий поселок Гетари, где у него свой дом. «Сегодня больше всего ненавижу работать. Меня привлекает мысль уйти на пенсию в 49 лет, — говорит он. — Размышлять о судьбах мира, лежа в гамаке, а не сидеть за письменным столом. Лет десять назад это казалось мне немыслимым».
С возрастом становишься все циничнее и пресыщеннее, заключает Бегбедер: « Мне больше всего подходит слово «дилетант». Но это гораздо лучше, чем быть человеком никчемным».
Бегбедер ищет в себя в Сэлинджере. И когда вы будете читать эту книгу, вы вместе с Бегбедером будете искать себя и его. А что будет дальше? Бегбедер пока только ищет ответ…
Олег Фочкин