Не только Холмс. Детектив времен Конан Дойла М.: Иностранка, 2009. - 576 с.
Если бы такой книги не было, ее бы просто надо было придумать и издать. Одно из самых лучших и удивительных изданий последнего времени. Издательство «Иностранка» выпустило антологию викторианского детектива так, что эту книгу не просто хочется взять руки, ей хочется наслаждаться и не торопясь перелистывать страницы. Составителям, дизайнерам и художникам удалось воссоздать книгу именно той эпохи. Но при этом она сохранила все положительные атрибуты и достижения современной печатной технологии.
Страницы хоть и стилизованы под викторианский журнал двумя колонками и желтоватым цветом, но текст от этого не становится менее разборчивым и не напрягает глаза читателя.
Книга напечатана на специальной бумаге, которая создает неповторимое ощущение классического издания. Использованы материалы, похожие на натуральную кожу, что делает ее похожей на дорогое подарочное издание.
И отдельной похвалы заслуживает иллюстративный ряд, от которого в последние годы мы отвыкли при чтении детектива или романа. Если это, конечно, не супериздание за баснословные суммы. Книга иллюстрирована гравюрными рисунками первых журнальных изданий и снабжена любопытным глоссарием в картинках, а также специальными информационными материалами. А биографии авторов не менее интересны, чем их произведения. И читать их надо обязательно. Получите едва ли не большее удовольствие. Статью об истории не литературных, а настоящих полицейских и сыщиков в Британии и Америке написал Светозар Чернов, автор не менее интересной книги «Бейкер-стрит и окрестности». А Александра Борисенко написала познавательный очерк о развитии жанра детектива в викторианское время. Отдельно стоит отметить и замечательный перевод.
В общем, стиль выдерживается во всем от начала до конца.
В книге «Не только Холмс» собраны произведения самых разных авторов детективного жанра конца XIX — начала ХХ вв., который предстает перед читателем во всем своем многообразии: здесь и судебная драма, и детектив научный и плутовской, и леденящая кровь модная нынче готика.
Название тоже выбрано со смыслом. Для большинства читателей эта эпоха ассоциируется в первую очередь с рассказами о Шерлоке Холмсе. И конечно, его слава за прошедший век не только не померкла, а набирает обороты за счет многочисленных переизданий и экранизаций. Но сложно представить, что в ту эпоху больше ничего не читали и не писали по обе стороны Атлантического океана. Просто мы про это немного забыли. А составители этой замечательной антологии решили нам напомнить, чего мы себя лишили.
У Холмса было немало не менее знаменитых и именитых литературных соперников. Популярные английские и американские журналы были буквально наводнены увлекательными детективными историями, вошедшими в моду на рубеже веков. С лучшими из них вы и познакомитесь в этой книге. Причем в большинстве случаев для российского читателя это будет первая встреча. Среди авторов — Миссис Генри Вуд, К. Л. Пиркис, Фергус Хьюм, Мэри Э. Уилкинс, М. Ф. Шил, Роберт У. Чамберс, БЭрнест Брама, Артур Б. Рив, У. Х. Ходжсон, Р. Остин Фримен и другие.
Гранта Алена современники характеризовали как «атеиста, социалиста, ботаника, зоолога, химика, физика, антрополога, историка, журналиста, критика, романиста». Артур Моррисон провел детство в трущобах лондонского Ист-Энда, а умер богатым человеком, страстным собирателем японских гравюр. Матиас Макдоннелл Бодкин был членом ирландского парламента. Гай Бутби до того, как стать писателем, попробовал множество занятий, включая ремесло ловца жемчуга. Эрнст Уильям Хортунг женился на сестре самого Артура Конан Дойла. Эмма Орци была настоящей венгерской баронессой. Жак Фатрелл утонул во время катастрофы "Титаника".
Описываемая эпоха заслуживает более пристального внимания и интереса. И жаль, что мы так мало о ней знаем. Это был апофеоз романа-фельетона (романа-с-продолжением, печатавшегося в еженедельных и ежемесячных журналах).
Особо стоит выделить рассказ Мелвилла Дэвиссона Поста «Corpus delicti». Пост выбрал главным героем рассказа адвоката Рэндольфа Мейсона. В отличие от сыщиков типа Холмса, он не ловит преступников, а занимается обратным процессом: ищет все возможные лазейки в законах, для того чтобы оправдвть жуликов. И его главная цель — доказать, что «самые страшные преступления, в том числе убийство, могут быть совершены таким образом, что, будь даже преступник известен и взят под стражу, закон не сможет наказать его». В «Corpus delicti» описано убийство, совершенное именно «таким образом». Оно и совершенно идеально, если можно так говорить об убийстве, и описано не менее блистательно и хладнокровно. «Мужчина быстро высвободил правую руку и вытянул из рукава большой мексиканский нож. Он провел пальцами по боку женщины. Ощутив биение ее сердца, он занес нож, крепко сжал рукоятку и вонзил отточенное лезвие женщине в грудь. Хлынула горячая кровь, потекла по его руке, полилась на ноги. Мужчина встал, вытащил нож и вложил его в чехол на поясе, расстегнул платье и стащил его с трупа... Положил тело в ванну и начал расчленять его тем самым мексиканским ножом... Тщательно разрезав тело на мелкие куски, он убрал нож в чехол, вымыл руки».
Есть чему поучиться и нашим многочисленным новоявленным Конан-Дойлям и тем, кто покупает книги авторов, выпускающих по сто романов за один присест, даже не утруждая себя запомнить последовательность собственного сюжета.

@темы: рецензии (книги