Джоан Харрис влюбилась в Москву и наше мороженое
Всего на несколько дней в Москву заглянула замечательная английская писательница Джоан Харрис, книги которой весь мир узнал и полюбил после романа «Шоколад». Стоит напомнить, что этот роман был успешно экранизирован. А главные роли в нем сыграли Жульетт Бинош и Джонни Депп.
В России Джоан презентовала свою новую книгу и встречалась с многочисленными почитателями своего таланта. Ее ждали и на книжном фестивале в ЦДХ, и в книжных магазинах. И неизменно вокруг писательницы собиралась огромная толпа, желающая узнать любые подробности о ее жизни. Джоан ответила и на несколько наших вопросов. Причем делала это с неизменной лукавой улыбкой и доброжелательностью.
Из досье:
Джоан Харрис 46 лет Она родилась в местечке Бернсли во франко-британской семье. Получила филологическое образование в Кембридже. Работала продавцом, 15 лет преподавала французский язык в школе для мальчиков. За это время опубликовала три романа. Первые два: «Злое семя» и «Спи, бледная сестра» не имели большого успеха. Вела курс французской литературы в университете Шеффилда. Знаменитым ее сделала мистическая мелодрама 1999 года «Шоколад», по которой и снят популярный фильм Лассе Хальстрёма. Она заняла первое место в списке бестселлеров газеты «Санди таймс» и попала в шорт-лист премии «Уилберт» в номинации «Роман». Среди других книг Харрис — романы «Ежевичное вино», «Пять четвертей апельсина», «Джентльмены и игроки», два кулинарных справочника «Французская кухня» и «Французский рынок. Сегодня книги писательницы опубликованы более чем в 40 странах.
Среди ее увлечений: «бездельничать, пребывать в праздности, гулять, бренчать на бас-гитаре, дразнить священников и по-тихому подрывать систему». Изучает древнеисландский язык. Джоан часто вспоминает прабабушку-целительницу. По словам писательницы, она была «самая настоящая ведьма».
- Ваша прабабушка была целительницей, и как Вы сами сказали даже ведьмой. А вам она не передала по наследству свои секреты и потустороннюю силу? Может быть в этом секрет Вашего литературного успеха?
- Но Вы же знаете, что на самом деле ведьм не бывает?
- Все ведьмы так говорят.
(Смеется и тут же становится очень серьезной).
- Я от нее унаследовала цвет глаз. К сожалению, мы с ней очень мало общались. Бабушка умерла, когда мне было всего четыре года. Она была замечательной рассказчицей и обожала фольклор, мифы, сказки, легенды, волшебные истории... Вот это я, наверное, действительно от нее унаследовала и постоянно использую.
- Не кажется ли Вам, что последние годы в Великобритании существует некий «заговор училок». Достаточно посмотреть на тех писательниц, которые завладели детскими умами: Джоан Роулинг - учительница из Эдинбурга, Сюзанна Кларк - преподавательница английского в итальянском университете, издала замечательную магическую сагу «Джонатан Стрендж и мистер Норрел»; Диана Сеттерфилд, учительница из провинциальной школы, взорвала европейский литературный мир «Тринадцатой сказкой»; Фиона Хиггинс, много лет проработавшая в начальной школе - автор популярной «Черной книги секретов»...
- На самом деле все очень просто: никакого заговора нет. Во-первых, учителям мало платят, поэтому приходится искать дополнительный заработок, а, во-вторых, у учителей очень длинные каникулы, во время которых вполне хватает времени для написания книги. Мои первые книги именно так и появились.
- Но тем не менее какой-то «учительский секрет, все же есть? Какую тайну вы храните и что не договариваете читателю?
- Я все оставляю себе, и ничего не раздаю читателям. А книги — это возможность высказать собственные мысли. Ведь из года в год изучая со школьниками французские глаголы, самовыразиться особо не удается.
Школа — это своего рода театр, представление. И в ней, и в написании книг много общего — это сближение и игра одновременно. И в этом общение с журналистами и с детьми для меня, по крайней мере, очень похожи. А самое главное, я всегда знаю, как с ними справится. (Смеется).
- С журналистами или с детьми?
- И с теми, и с другими. В этом плане у меня все в порядке. Слушаются.
- В 16 лет Вы начали играть на бас-гитаре в рок-группе. А сейчас продолжаете играть?
- Ничего не изменилось, с гитарой я не рассталась и играю до сих пор. В детстве меня отдали учиться играть на флейте. Но в 16 лет я влюбилась в ударника из школьной рок-группы. А в ней флейтистка была не нужна. Что оставалось делать? И я начала учиться играть на бас-гитаре.
Недавно с этим ударником мы отпраздновали серебряную свадьбу.
- А каковы сегодня Ваши музыкальные пристрастия?
- Они мало изменились за последние 30 лет. Это рок 60-70-х. Ну а еще, поскольку у нас с дочкой один ай-пот на двоих, то я пристрастилась и к некоторым современным модным течениям и группам, которые любит она. Слушаем вместе.
- В одном из интервью Вы сказали, что любите подразнивать священников. И в «Шоколаде» это хорошо заметно. С чем это связано, и как они сами относятся к вашему творчеству?
- Подразнивание относится не только к католическим священникам. Я одинаково это делаю и с ними, и с раввинами, и с имамами... И надо сказать, среди них у меня очень много «болельщиков» и даже настоящих фанатов. Они мне часто пишут письма. Я нахожусь в переписке и с епископами, и даже с архиепископами, Правда от Папы Римского пока писем не было, но я не теряю надежду. (Снова озорно улыбается).
Недавно я выступала в школе для молодых католических священников и выяснила, что они изучают мой «Шоколад». Роман входит в обязательную программу. Они изучают по книге то, каким должен быть настоящий священник, и каким нет. Какие герой книги допустил ошибки и в чем был не прав. То есть роман стал своего рода упражнением. И мне это было очень лестно.
- Раз уж зашел разговор о «Шоколаде», то не могу не спросить, как Вы относитесь к тому, что Вас в первую очередь знают и узнают именно по этой книге. Не стала ли она вашим проклятием и единственной книгой как тот же «Парфюмер» для Зюскинда. Но ведь у Вас много других прекрасных книг...
Меня это совершенно не беспокоит. Вполне естественно, что Джоан Харрис ассоциируют с «Шоколадом». Ведь это первая книга, которую заметили, она завоевала популярность. Тем более по ней сняли замечательный фильм.
И странно, если бы людям на ум приходила другая книга. Но в последнее время я много путешествую и вижу, что «продвинулась». Теперь читатели говорят и о других моих книгах. Появились преданные поклонники. И меня радует, что они двигаются вперед вместе со мной.
- А Вы продолжаете общаться с актерами, сыгравшими главные роли в «Шоколаде»?
- Да, и с Жульетт Бинош и Джонни Деппом. Особенно с Бинош. Мы с ней и созваниваемся и видимся. С взаимной приятностью общаемся и болтаем. Недавно она меня приглашала на свое новое шоу.
- Что значит ваше «тихое разрушение системы», о котором Вы упомянули как-то?
- Я не знаю откуда взялось это мифическое интервью. Все на него ссылаются, но я его никогда не давала. И ничего специально я не разрушаю, никогда не была анархисткой. Все происходит как-то естественно. Я появляюсь в определенном месте, и все вокруг начинает сыпаться и разрушаться. Вот это есть. Но без моего непосредственного участия.
- Вы пробыли в Москве несколько дней. Что Вам понравилось? Что Вы хотели бы забрать с собой?
- Ой, очень многое. Особенно энтузиазм читателей и очень теплый прием. Город очень понравился. Хотелось бы здесь остаться подольше и поисследовать его.
А еще очень понравилось ваше мороженое. Оно самое лучшее в мире. Только не выдавайте меня итальянцам — они меня разорвут. (И снова улыбается).
- Приезжайте еще исследовать Москву, мы Вам будем рады.
- Спасибо, постараюсь вернуться.
Беседовал Олег ФОЧКИН.
Всего на несколько дней в Москву заглянула замечательная английская писательница Джоан Харрис, книги которой весь мир узнал и полюбил после романа «Шоколад». Стоит напомнить, что этот роман был успешно экранизирован. А главные роли в нем сыграли Жульетт Бинош и Джонни Депп.
В России Джоан презентовала свою новую книгу и встречалась с многочисленными почитателями своего таланта. Ее ждали и на книжном фестивале в ЦДХ, и в книжных магазинах. И неизменно вокруг писательницы собиралась огромная толпа, желающая узнать любые подробности о ее жизни. Джоан ответила и на несколько наших вопросов. Причем делала это с неизменной лукавой улыбкой и доброжелательностью.
Из досье:
Джоан Харрис 46 лет Она родилась в местечке Бернсли во франко-британской семье. Получила филологическое образование в Кембридже. Работала продавцом, 15 лет преподавала французский язык в школе для мальчиков. За это время опубликовала три романа. Первые два: «Злое семя» и «Спи, бледная сестра» не имели большого успеха. Вела курс французской литературы в университете Шеффилда. Знаменитым ее сделала мистическая мелодрама 1999 года «Шоколад», по которой и снят популярный фильм Лассе Хальстрёма. Она заняла первое место в списке бестселлеров газеты «Санди таймс» и попала в шорт-лист премии «Уилберт» в номинации «Роман». Среди других книг Харрис — романы «Ежевичное вино», «Пять четвертей апельсина», «Джентльмены и игроки», два кулинарных справочника «Французская кухня» и «Французский рынок. Сегодня книги писательницы опубликованы более чем в 40 странах.
Среди ее увлечений: «бездельничать, пребывать в праздности, гулять, бренчать на бас-гитаре, дразнить священников и по-тихому подрывать систему». Изучает древнеисландский язык. Джоан часто вспоминает прабабушку-целительницу. По словам писательницы, она была «самая настоящая ведьма».
- Ваша прабабушка была целительницей, и как Вы сами сказали даже ведьмой. А вам она не передала по наследству свои секреты и потустороннюю силу? Может быть в этом секрет Вашего литературного успеха?
- Но Вы же знаете, что на самом деле ведьм не бывает?
- Все ведьмы так говорят.
(Смеется и тут же становится очень серьезной).
- Я от нее унаследовала цвет глаз. К сожалению, мы с ней очень мало общались. Бабушка умерла, когда мне было всего четыре года. Она была замечательной рассказчицей и обожала фольклор, мифы, сказки, легенды, волшебные истории... Вот это я, наверное, действительно от нее унаследовала и постоянно использую.
- Не кажется ли Вам, что последние годы в Великобритании существует некий «заговор училок». Достаточно посмотреть на тех писательниц, которые завладели детскими умами: Джоан Роулинг - учительница из Эдинбурга, Сюзанна Кларк - преподавательница английского в итальянском университете, издала замечательную магическую сагу «Джонатан Стрендж и мистер Норрел»; Диана Сеттерфилд, учительница из провинциальной школы, взорвала европейский литературный мир «Тринадцатой сказкой»; Фиона Хиггинс, много лет проработавшая в начальной школе - автор популярной «Черной книги секретов»...
- На самом деле все очень просто: никакого заговора нет. Во-первых, учителям мало платят, поэтому приходится искать дополнительный заработок, а, во-вторых, у учителей очень длинные каникулы, во время которых вполне хватает времени для написания книги. Мои первые книги именно так и появились.
- Но тем не менее какой-то «учительский секрет, все же есть? Какую тайну вы храните и что не договариваете читателю?
- Я все оставляю себе, и ничего не раздаю читателям. А книги — это возможность высказать собственные мысли. Ведь из года в год изучая со школьниками французские глаголы, самовыразиться особо не удается.
Школа — это своего рода театр, представление. И в ней, и в написании книг много общего — это сближение и игра одновременно. И в этом общение с журналистами и с детьми для меня, по крайней мере, очень похожи. А самое главное, я всегда знаю, как с ними справится. (Смеется).
- С журналистами или с детьми?
- И с теми, и с другими. В этом плане у меня все в порядке. Слушаются.
- В 16 лет Вы начали играть на бас-гитаре в рок-группе. А сейчас продолжаете играть?
- Ничего не изменилось, с гитарой я не рассталась и играю до сих пор. В детстве меня отдали учиться играть на флейте. Но в 16 лет я влюбилась в ударника из школьной рок-группы. А в ней флейтистка была не нужна. Что оставалось делать? И я начала учиться играть на бас-гитаре.
Недавно с этим ударником мы отпраздновали серебряную свадьбу.
- А каковы сегодня Ваши музыкальные пристрастия?
- Они мало изменились за последние 30 лет. Это рок 60-70-х. Ну а еще, поскольку у нас с дочкой один ай-пот на двоих, то я пристрастилась и к некоторым современным модным течениям и группам, которые любит она. Слушаем вместе.
- В одном из интервью Вы сказали, что любите подразнивать священников. И в «Шоколаде» это хорошо заметно. С чем это связано, и как они сами относятся к вашему творчеству?
- Подразнивание относится не только к католическим священникам. Я одинаково это делаю и с ними, и с раввинами, и с имамами... И надо сказать, среди них у меня очень много «болельщиков» и даже настоящих фанатов. Они мне часто пишут письма. Я нахожусь в переписке и с епископами, и даже с архиепископами, Правда от Папы Римского пока писем не было, но я не теряю надежду. (Снова озорно улыбается).
Недавно я выступала в школе для молодых католических священников и выяснила, что они изучают мой «Шоколад». Роман входит в обязательную программу. Они изучают по книге то, каким должен быть настоящий священник, и каким нет. Какие герой книги допустил ошибки и в чем был не прав. То есть роман стал своего рода упражнением. И мне это было очень лестно.
- Раз уж зашел разговор о «Шоколаде», то не могу не спросить, как Вы относитесь к тому, что Вас в первую очередь знают и узнают именно по этой книге. Не стала ли она вашим проклятием и единственной книгой как тот же «Парфюмер» для Зюскинда. Но ведь у Вас много других прекрасных книг...
Меня это совершенно не беспокоит. Вполне естественно, что Джоан Харрис ассоциируют с «Шоколадом». Ведь это первая книга, которую заметили, она завоевала популярность. Тем более по ней сняли замечательный фильм.
И странно, если бы людям на ум приходила другая книга. Но в последнее время я много путешествую и вижу, что «продвинулась». Теперь читатели говорят и о других моих книгах. Появились преданные поклонники. И меня радует, что они двигаются вперед вместе со мной.
- А Вы продолжаете общаться с актерами, сыгравшими главные роли в «Шоколаде»?
- Да, и с Жульетт Бинош и Джонни Деппом. Особенно с Бинош. Мы с ней и созваниваемся и видимся. С взаимной приятностью общаемся и болтаем. Недавно она меня приглашала на свое новое шоу.
- Что значит ваше «тихое разрушение системы», о котором Вы упомянули как-то?
- Я не знаю откуда взялось это мифическое интервью. Все на него ссылаются, но я его никогда не давала. И ничего специально я не разрушаю, никогда не была анархисткой. Все происходит как-то естественно. Я появляюсь в определенном месте, и все вокруг начинает сыпаться и разрушаться. Вот это есть. Но без моего непосредственного участия.
- Вы пробыли в Москве несколько дней. Что Вам понравилось? Что Вы хотели бы забрать с собой?
- Ой, очень многое. Особенно энтузиазм читателей и очень теплый прием. Город очень понравился. Хотелось бы здесь остаться подольше и поисследовать его.
А еще очень понравилось ваше мороженое. Оно самое лучшее в мире. Только не выдавайте меня итальянцам — они меня разорвут. (И снова улыбается).
- Приезжайте еще исследовать Москву, мы Вам будем рады.
- Спасибо, постараюсь вернуться.
Беседовал Олег ФОЧКИН.