Наш бронированный автомобиль неожиданно свернул с трассы на едва заметную проселочную дорогу и покатился под горку, то и дело подпрыгивая на ухабах. Через несколько минут показался шлагбаум блокпоста, который охраняли два бойца спецназа в полной выкладке. Чуть дальше, в зарослях притаился бронеавтомобиль «Тигр», готовый в любой момент вступить в бой. Так началось наше знакомство с бойцами московского полицейского спецназа, несущими службу в Аргунском ущелье в Чечне.
Московский центр спецназначения столичного главка МВД уже давно выезжает в командировки в Чечню. Раз в полгода ребята меняются, и почти всегда на пересменок их сопровождают руководители Главка. Вот и в этот раз, в последние дни сентября, вместе со сводным отрядом в Ханкалу, где базируется наш спецназ, прилетел Владимир Колокольцев и глава Центра спецназначения Вячеслав Хаустов.
Они проверили, как идет строительство новой столовой, все ли у ребят в достатке, что еще нужно сделать. Генерал Колокольцев, как всегда, навестил орловский отряд, который для него тоже родной. Ведь глава московского главка не один год возглавлял орловскую милицию. И в этот раз он снова привез ребятам подарки от московских коллег, посмотрел, как им живется на окраине Грозного. Но в этот раз встреча была не очень веселой. Несколько недель назад, стоявших на охране базы орловских спецназовцев обстреляли. Двое ребят получили тяжелые ранения...
Впрочем, и командировка московского спецназа в этот раз была не очень спокойной. Из шести месяцев более четырех бойцы отряда провели в горах в соседней Карачаево-Черкессии, где принимали участие и в боевых операциях, и в охране постов ГИБДД, и в засадах.
3 сентября ребята приняли бой в Баксане. В результате им удалось ликвидировать троих боевиков, а одного взять живым. С нашей стороны в этот раз обошлось без потерь.
Как рассказал мне один из участников той операции, она была хорошо подготовлена и продумана. Из оперативных источников полицейским стало известно, что в поселке находятся боевики, на счету которых убийство начальника криминальной милиции Баксана и расстрел охотников. Так что противостояли ребятам профессиональные убийцы, готовые на все.
Впрочем, по словам нашего собеседника, Приэльбрусье вообще пока сложно назвать спокойным районом. Прежде всего это касается Баксанского района и Тырныауза. Уже когда ребята вернулись на базу в Ханкалу, стало известно, что при задержании очередной группы бандитов было убито два бойца пермского отряда спецназначения, с которым московские ребята все эти месяцы работали бок о бок.
В Приэльбрусье до сих пор действует режим контртеррористической операции. Но турагентства почему-то забывают сообщить это российским и зарубежным туристам. Вот и приходится спецназу один за другим заворачивать автобусы с любителями горных лыж, прибывающими сюда со всей Европы и России. Разговаривая со мной, ребята возмущались беспечности или жадности турагентств, прекрасно знающих о неспокойной ситуации в этом регионе. «Они что, ждут пока кого-то еще убьют?» - возмущается мой собеседник. И возразить ему нечем...
Но вернемся на блокпост в Аргунском ущелье. На второй день нашей командировки в Чечне командир сводного отряда московского спецназа в Чеченской республике Дмитрий Щедрев подошел к группе приехавших журналистов со словами: «Собирайтесь, сегодня поедем в горы, посмотрите, как там наши ребята работают».
Нашу машину, в которой даже бронированные стекла распустились паутиной трещин от пулевых отверстий, сопровождал сам командир отряда и группа бойцов, выехавшая сменить своих товарищей в горах.
Мы проехали через готовящийся к дню рождения Рамзана Кадырова Грозный, живущий почти мирно. Если не обращать внимания на многочисленных людей в камуфляже и с оружием на улицах, а затем долго ехали по трассе, проскочив фактически отстроенный заново Аргун. Город вырос буквально из руин и отстроился уже так, что можно только удивляться. Почти ничего не напоминает о шедших здесь боях. А огромный котлован строящейся новой мечети, окруженный лесом кранов, привлекает внимание еще задолго до того, как к нему подъезжаешь. Впрочем, строят здесь не только новую мечеть. Многие москвичи с удовольствием бы жили в реконструированных пятиэтажках, которые после модернизации «хрущевками» и язык не повернется назвать.
Такие разительные перемены видны сегодня в Чечне повсеместно. Но, видимо, нравится это далеко не всем.
Подполковник полиции Щедрев по дороге на блокпост рассказал нам, чем тот так примечателен. Четыре месяца назад разведка получила информацию, что по горной дороге, ведущей через мост на речке Аргун, боевики наладили поставки боеприпасов, продовольствия и оружия. В другом мест е через быструю горную речку не переправится. Мешают отвесные скалы ущелья.
И было принято установить здесь блокпост, где полицейских спецназ со всей России несет теперь службу совместно с местным аргунским ОВД. Ведь по этой дороге передвигаются не только боевики. Для местных жителей запретов нет. Но чтобы не было никаких нарушений и нареканий, на посту стоят и откомандированные и местные полицейские.
Ребята говорят, что по этой дороге в недавнем прошлом гоняли и краденые машины. Теперь здесь стало относительно спокойно.
- Стреляют? - спрашиваю я.
- Бывает, и довольно часто, особенно на рассвете и вечером, как стемнеет. Но кто их знает, то ли это боевики, то ли очередную свадьбу отмечают, - улыбается спецназовец. - Здесь без стрельбы ни одно торжество не обходится.
Он немного лукавит. Пост действительно обстреливали не один раз. Да и барражирующие над ущельем боевые вертолеты на мирный лад не настраивают.
Подходим к обрыву реки и вдруг замечаем в зарослях бойцов, издалека абсолютно незаметных. Ствол пулемета направлен в сторону моста. На нас они почти не обращают внимания или делают вид, что не обращают. Через несколько минут они смущаются, отвечая на мои вопросы и подтрунивают друг над другом.
Подхожу к краю скалы, чтобы снять эту поразительную горную красоту, которой могут позавидовать многие курорты мира. Если бы здесь перестали стрелять... Высокое абсолютно прозрачное небо, удивительные по красоте горы, рассеченные стремниной Аргуна, ярко-красные пятна кизила на склоне... И бойцы спецназа, круглосуточно несущие дежурство.
Вдруг слышу сзади: «Вы бы отошли от берега подальше, здесь иногда потряхивает, можно не удержаться». Это вступил в разговор чеченский полицейский, которому тоже интересно поговорить с московскими журналистами.
- Сейчас-то здесь тихо, а несколько лет назад целую деревню селем накрыло, до сих пор там никто не живет, - рассказывает он.
- А чем местные жители занимаются?
На лето на пастбища отары выгоняют. Сейчас кизил начнут собирать. Здесь жизнь размеренная и до войны была, все друг друга знали. Война многое изменила, к миру народ только начинает привыкать.
Скромный и скупой на подарки быт гор приучил ценить каждую свободную минуту и бойцов на блокпосту. Прямо в зарослях расположена полевая кухня, рядом место для бритья, где приспособлено автомобильное зеркальце. И тут же прибита дощечка с указателем «Грозный»...
Подполковник Щедрев торопит нас: «Через два часа построение на базе в Ханкале, давайте собираться». Грузимся в машины и мчимся обратно. По дороге попадаем в затор только один раз, когда нам навстречу вдруг выходит стадо коров. Они никуда не торопятся и медленно обходят притормаживающие автомобили.
И снова Ханкала. На плацу уже построились обе смены бойцов: и те, кто только приехал, и те, у кого командировка заканчивается. Генерал Колокольцев принимает рапорт командира спецназа и вручает награды и памятные5 подарки самым отличившимся.
«Командование объединенной группировки войск на Северном Кавказе высоко оценивает вашу работу. Эту марку надо держать и дальше и дорожить такой оценкой», - сказал Владимир Колокольцев, поблагодарив бойцов сводного отряда.
Он отметил, что командированные спецназовцы первыми прошли переаттестацию среди московских полицейских прямо в Ханкале: «Вы уезжали сюда милиционерами, а возвращаетесь в Москву полицейскими. Я очень рад, что все бойцы прошли переаттестацию».
«Несмотря на длительный срок командировки и решение задач в непростой, боевой обстановке, Сводный Отряд ЦСН ГУ МВД России по Москве возвращается в полном составе, без потерь. А это самое главное. Я благодарю командира Сводного Отряда за то, что он сберёг людей», - в свою очередь отметил начальник Центра специального назначения Московской полиции генерал-майор полиции Вячеслав Хаустов.
После торжественной части и открытия первой очереди столовой, где оба генерала вместе с бойцами с удовольствием попробовали только что сваренный борщ, руководитель московского главка собрал бойцов курилке и ответил на накопившиеся у них вопросы. Конечно, в первую очередь ребят интересовало, какой с нового года будет зарплата полицейских, и как решаться вопросы со льготами и жильем.
Владимир Колокольцев рассказал, что столичные полицейские скоро получат ключи от 400 новых квартир, выделенных городскими властями. "Уже готов к сдаче дом, и скоро мы в него будем заселять наших сотрудников", - сказал Колокольцев. По его словам, аналогичный дом будет строится в ближайшее время и для сотрудников оперативного полка главка.
Кроме того Колокольцев рассказал, что с января 2012 года каждый сотрудник столичной полиции почувствует существенную доплату к зарплате по сравнению с другими сотрудниками правоохранительных органов. И это заслуга городских властей, которые продолжают оказывать финансовую поддержку московской полиции. Он надеется, что это поможет решить и кадровые вопросы.
"В целом же оклад полицейского повысится в три раза, что существенно повысит и пенсии сотрудникам правоохранительных органов", - сказал он. Точные цифры уже просчитаны для каждой категории сотрудников.
Наконец, сборы закончены, и колонна спецназа выдвинулась в Моздок, где уже ждет борт на Москву. А возле курилки остались выложенные из кирпичей цифры, которые обновляются каждый день: до концы командировки осталось 179 суток...
Олег ФОЧКИН, Ханкала-Аргун-Москва.


@темы: статья, Чечня, спецназ