Противоречивые итоги года литературы
Международный культурный форум о победах и провалах отечественного книгоиздания
На завершившимся в среду четвертом Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге были подведены итоги года литературы в России. И на фоне традиционных бодрых рапортов и цифр прозвучали тревожные ноты. Причем, пожалуй, одним из самых критичных выступлений можно назвать доклад главы Российского книжного союза Сергея Степашина на заключительной сессии секции «Литература и чтение».
Скрывать Степашину было нечего, поскольку выступал он перед теми, кто прекрасно знает ситуацию: писателями. Издателями, книготорговцами и библиотекарями. Начал Президент Российского книжного союза Сергей Степашин с хорошего, заявив, что в стране наконец-то на законодательном уровне решены проблемы с авторским правом, в том числе и в интернете, но, тем не менее, бумажная книга формирует человека совершенно другой ментальности, нежели электронный источник. «Электронная книга никогда не сможет заменить "живую"», - подчеркнул он.
Тревожным симптомом он назвал то, что Петербург занял только третье место среди самых читающих граждан страны, а Москва и вовсе не вошла в тройку. На первое место вырвалась Ульяновская область, на втором - Ямало-Ненецкий автономный округ. Так что Петербург рискует потерять корону столицы Культуры.
«По двадцать ошибок в предложении делают, — грустно заметил Степашин о питерских студентах. - Молодые люди чаще просматривают ленту новостей в социальных сетях, чем обращаются к книге».
Для возрождения культуры чтения важно обратить внимание на такую сферу, как библиотечная деятельность. Библиотеки – это единственный настоящий источник знания, заметил Степашин. И с ним трудно не согласиться.
«Сейчас в России 44,5 тысячи публичных библиотек, не считая школьных и университетских. Интерес к библиотекам возрастает. Библиотеки — это самые массовые места культуры, к тому же бесплатные, что хорошо и плохо. Если в библиотеке мало посетителей, учредитель принимает участие об объединении библиотек с другими учреждениями», — отметил Российской национальной библиотеки Антон Лихоманов.
Трудно не согласится с необходимостью поддержки библиотек. Особенно с учетом того, что количество книжных магазинов в стране неуклонно уменьшается. Только в Москве их в этом году стало на несколько десятков меньше. Одной из последних существенных потерь стало закрытие бывшего магазина «Подписные издания» на Кузнецком мосту – традиционного «книжного» места столицы.
«Сейчас наблюдается сокращение книжных магазинов; они неконкурентоспособны. В этом вопросе мы находимся в «хвосте» Европы», - отметил президент Российского книжного союза.
Отметил он также высокую стоимость книг, слабую конкурентоспособность книжных магазинов. Но об этом известно уже давно. Издатели и книготорговцы бьют в набат не первый год. Однако дальше деклараций дело не двигается.
Зато о значении русской литературы говорилось очень много. «Нефть закончится, газ закончится, и что у нас останется? Великая русская культура, которая вечна!» — риторически заявил президент Международного общества имени Достоевского Игорь Волгин. Ему поаплодировали, согласились. И продолжили говорить о проблемах. Тот же Волгин заметил, что иные студенты не знают ни одного писателя ХХ века. По его мнению, необходимо прививать культуру чтения определённой литературы, которая формировала бы художественный вкус, грамотную речь, нравственные принципы человека. Вот только как это сделать, он не сказал. И явно, что проводимых в стране выставок, ярмарок, конференций, чтений недостаточно. Все выступавшие отмечали отсутствие системности в этой работе.
«Год литературы в стране заканчивается, а концепции развиваться продолжаются. Русский язык и литература традиционно образовывают основу отечественного образования. Русский язык необходим каждому гражданину России как основное средство общения с другими людьми. Язык и литература сохраняют исторический облик поколения. Человек с детства учится выражать мысли на родном языке. Чем лучше используется язык, тем большего можно достичь», — считает Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая.
Кроме того Людмила Вербицкая сообщила и радостную для всех собравшихся весть: Оргкомитет «Года Литературы» будет продолжать свою работу и дальше, а не закроется с финалом года литературы. Он просто поменяет название и статус. Об этом же заявил и заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев. По его словам, требуется закрепление достигнутых результатов, связанных с популяризацией чтения, решением юридических вопросов, в том числе определяющих статус электронных книг. Не должно сокращаться количество мероприятий, прежде всего нацеленных на широкую общественность, таких как фестиваль «Книги России» на Красной площади, Санкт-Петербургский международный книжный салон и Московская международная книжная выставка-ярмарка.
Как положительный итог Года литературы, Людмила Вербицкая отметила возобновление работы книжных выставок (не упомянув, правда, что несколько крупных выставок, например Весенняя Российская на ВДНХ и книжный летний фестиваль в ЦДХ прекратили существование), как положительный фактор расценено и возвращение школьных сочинений. Хотя о том, что школьники научились их писать говорить рано. Несколько лет их просто натаскивали на ЕГЭ. Пробел образовался огромный. Да и сама форма сочинений заметно изменилась. Хорошо это или нет, покажет время.
Хотя были и такие яркие литературные мероприятия, как «Библионочь-2015», «Литературная Евразия», московский фестиваль на Красной площади «Книги России», «Живая классика», трехдневный марафон прочтения в прямом эфире романа Льва Толстого «Война и мир».
Отметили участники форума и еще одну немаловажную деталь. Секция, в которой они работали, называлась «Литература и чтение». То есть эти понятия с самого начала разделил. Как отметил Игорь Волгин, «литература и читатель существуют сами по себе».
Цифры вещь кажется неумолимая. По словам вице-президента Российского книжного союза и главы издательства «Эксмо» Олега Новикова, «за 2015 год продажи книжных магазинов в России выросли. Книжный рынок начал расти в рублевом эквиваленте. Продажи крупных магазинов, работающих не один год, выросли в среднем на 12-14 процентов. Коллеги из онлайн-розницы тоже говорят о росте в среднем на 30 процентов».
Но при этом он не стал говорить о том, что падают тиражи, а продажи растут не из-за количества проданных книг, а из-за повышающейся цены на книги.
Куратор Года литературы в России Марина Абрамова считает проблема книжной отрасли не в кризисе, а в том, что в стране непопулярно чтение. Если европеец в год покупает в среднем 10 книг, то житель России — только три.
На конференции подчеркнули, что по-прежнему вопрос чтения качественной литературы, поддержки ее выпуска и распространения по приемлемым ценам остро стоит в стране. Сегодня по статистике человек в среднем просмотру телевизионных программ уделяет в сутки 2 часа, а чтению – 15 минут, около 30 процентов сограждан в год читают не более одной книги или вообще не читают. При этом, как заметили на конференции, данные очень разнородные. Многое зависит от поддержки региональными властями издания и распространения качественной литературы.
И тут же в резолюции секции появляется пункт: к 2025 году сделать активными читателями более 85 процентов населения России. Для этого указанное количество граждан страны должны читать не менее ста книг в год. Как это сделать в заключительном меморандуме не написали… но отметили, что в настоящий момент ощущается необходимость организации и не существует всеми принятого центра координации разрозненных усилий различных ведомств, связанных с книжной культурой, как следствие не только нет систематизации успешных региональных и ведомственных практик продвижения чтения, поддержки и продвижения инфраструктуры чтения в стране.
В резолюции отмечается, что «Россия переживает и осмысливает те же вызовы, что и международное книжное сообщество, обусловленные падением интереса к чтению у взрослого населения и подрастающего поколения, усилением доминирования Интернет-культуры, формированием новых требований к книжным магазинам и библиотекам как ресурсам чтения, изменением подходов к организации образовательного процесса».
Подчеркнуты и очень важные пункты:
Необходимо увеличить обеспеченность населения книжными магазинами на уровне развитых стран (в 2015 году) до 40 магазинов на миллион человек.
Нужна поддержка детского и юношеского чтения. А решение этой задачи невозможно без повышения качества преподавания русского языка и литературы, именно поэтому разработка единой Концепции преподавания русского языка и литературы представляется в настоящий момент одной из самых значимых общественных инициатив.
Нужна и поддержка библиотечного дела. Отдельного внимания заслуживает проект создания Национальной электронной библиотеки, объединяющий все информационные ресурсы книжной культуры и чтения в стране.
Для того, чтобы издательский и книготорговый бизнес имел возможности открывать и насыщать литературой новые книжные магазины и превращать их а культурно-досуговые центры необходима государственной поддержки путем субсидирования бизнеса, выделения удобных для населения мест книжной торговли и государственно-частного партнерства в области развития библиотечной сферы.
Поддержка писателей – одно из главных направлений развития книжной культуры. Основными инструментами поддержки писательского творчества являются материальные премии, гранты на подготовку произведений, поддержку молодых талантов, наличие каналов продвижения книги к читателю через средства массовой информации.
Нужно срочно начинать разработку и принятие государственной программы продвижения чтения на 2016-2025 годы.
Таким образом, год литературы вылился не только в праздничный фестиваль книги, но и четко показал болевые точки книжного бизнеса и проблемы чтения в стране.
И очень важно, чтобы год литературы не остался только одним коротким годом, а стал началом процесса возрождения отечественной литературы.
Олег Фочкин
Международный культурный форум о победах и провалах отечественного книгоиздания
На завершившимся в среду четвертом Международном культурном форуме в Санкт-Петербурге были подведены итоги года литературы в России. И на фоне традиционных бодрых рапортов и цифр прозвучали тревожные ноты. Причем, пожалуй, одним из самых критичных выступлений можно назвать доклад главы Российского книжного союза Сергея Степашина на заключительной сессии секции «Литература и чтение».
Скрывать Степашину было нечего, поскольку выступал он перед теми, кто прекрасно знает ситуацию: писателями. Издателями, книготорговцами и библиотекарями. Начал Президент Российского книжного союза Сергей Степашин с хорошего, заявив, что в стране наконец-то на законодательном уровне решены проблемы с авторским правом, в том числе и в интернете, но, тем не менее, бумажная книга формирует человека совершенно другой ментальности, нежели электронный источник. «Электронная книга никогда не сможет заменить "живую"», - подчеркнул он.
Тревожным симптомом он назвал то, что Петербург занял только третье место среди самых читающих граждан страны, а Москва и вовсе не вошла в тройку. На первое место вырвалась Ульяновская область, на втором - Ямало-Ненецкий автономный округ. Так что Петербург рискует потерять корону столицы Культуры.
«По двадцать ошибок в предложении делают, — грустно заметил Степашин о питерских студентах. - Молодые люди чаще просматривают ленту новостей в социальных сетях, чем обращаются к книге».
Для возрождения культуры чтения важно обратить внимание на такую сферу, как библиотечная деятельность. Библиотеки – это единственный настоящий источник знания, заметил Степашин. И с ним трудно не согласиться.
«Сейчас в России 44,5 тысячи публичных библиотек, не считая школьных и университетских. Интерес к библиотекам возрастает. Библиотеки — это самые массовые места культуры, к тому же бесплатные, что хорошо и плохо. Если в библиотеке мало посетителей, учредитель принимает участие об объединении библиотек с другими учреждениями», — отметил Российской национальной библиотеки Антон Лихоманов.
Трудно не согласится с необходимостью поддержки библиотек. Особенно с учетом того, что количество книжных магазинов в стране неуклонно уменьшается. Только в Москве их в этом году стало на несколько десятков меньше. Одной из последних существенных потерь стало закрытие бывшего магазина «Подписные издания» на Кузнецком мосту – традиционного «книжного» места столицы.
«Сейчас наблюдается сокращение книжных магазинов; они неконкурентоспособны. В этом вопросе мы находимся в «хвосте» Европы», - отметил президент Российского книжного союза.
Отметил он также высокую стоимость книг, слабую конкурентоспособность книжных магазинов. Но об этом известно уже давно. Издатели и книготорговцы бьют в набат не первый год. Однако дальше деклараций дело не двигается.
Зато о значении русской литературы говорилось очень много. «Нефть закончится, газ закончится, и что у нас останется? Великая русская культура, которая вечна!» — риторически заявил президент Международного общества имени Достоевского Игорь Волгин. Ему поаплодировали, согласились. И продолжили говорить о проблемах. Тот же Волгин заметил, что иные студенты не знают ни одного писателя ХХ века. По его мнению, необходимо прививать культуру чтения определённой литературы, которая формировала бы художественный вкус, грамотную речь, нравственные принципы человека. Вот только как это сделать, он не сказал. И явно, что проводимых в стране выставок, ярмарок, конференций, чтений недостаточно. Все выступавшие отмечали отсутствие системности в этой работе.
«Год литературы в стране заканчивается, а концепции развиваться продолжаются. Русский язык и литература традиционно образовывают основу отечественного образования. Русский язык необходим каждому гражданину России как основное средство общения с другими людьми. Язык и литература сохраняют исторический облик поколения. Человек с детства учится выражать мысли на родном языке. Чем лучше используется язык, тем большего можно достичь», — считает Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая.
Кроме того Людмила Вербицкая сообщила и радостную для всех собравшихся весть: Оргкомитет «Года Литературы» будет продолжать свою работу и дальше, а не закроется с финалом года литературы. Он просто поменяет название и статус. Об этом же заявил и заместитель руководителя Роспечати Владимир Григорьев. По его словам, требуется закрепление достигнутых результатов, связанных с популяризацией чтения, решением юридических вопросов, в том числе определяющих статус электронных книг. Не должно сокращаться количество мероприятий, прежде всего нацеленных на широкую общественность, таких как фестиваль «Книги России» на Красной площади, Санкт-Петербургский международный книжный салон и Московская международная книжная выставка-ярмарка.
Как положительный итог Года литературы, Людмила Вербицкая отметила возобновление работы книжных выставок (не упомянув, правда, что несколько крупных выставок, например Весенняя Российская на ВДНХ и книжный летний фестиваль в ЦДХ прекратили существование), как положительный фактор расценено и возвращение школьных сочинений. Хотя о том, что школьники научились их писать говорить рано. Несколько лет их просто натаскивали на ЕГЭ. Пробел образовался огромный. Да и сама форма сочинений заметно изменилась. Хорошо это или нет, покажет время.
Хотя были и такие яркие литературные мероприятия, как «Библионочь-2015», «Литературная Евразия», московский фестиваль на Красной площади «Книги России», «Живая классика», трехдневный марафон прочтения в прямом эфире романа Льва Толстого «Война и мир».
Отметили участники форума и еще одну немаловажную деталь. Секция, в которой они работали, называлась «Литература и чтение». То есть эти понятия с самого начала разделил. Как отметил Игорь Волгин, «литература и читатель существуют сами по себе».
Цифры вещь кажется неумолимая. По словам вице-президента Российского книжного союза и главы издательства «Эксмо» Олега Новикова, «за 2015 год продажи книжных магазинов в России выросли. Книжный рынок начал расти в рублевом эквиваленте. Продажи крупных магазинов, работающих не один год, выросли в среднем на 12-14 процентов. Коллеги из онлайн-розницы тоже говорят о росте в среднем на 30 процентов».
Но при этом он не стал говорить о том, что падают тиражи, а продажи растут не из-за количества проданных книг, а из-за повышающейся цены на книги.
Куратор Года литературы в России Марина Абрамова считает проблема книжной отрасли не в кризисе, а в том, что в стране непопулярно чтение. Если европеец в год покупает в среднем 10 книг, то житель России — только три.
На конференции подчеркнули, что по-прежнему вопрос чтения качественной литературы, поддержки ее выпуска и распространения по приемлемым ценам остро стоит в стране. Сегодня по статистике человек в среднем просмотру телевизионных программ уделяет в сутки 2 часа, а чтению – 15 минут, около 30 процентов сограждан в год читают не более одной книги или вообще не читают. При этом, как заметили на конференции, данные очень разнородные. Многое зависит от поддержки региональными властями издания и распространения качественной литературы.
И тут же в резолюции секции появляется пункт: к 2025 году сделать активными читателями более 85 процентов населения России. Для этого указанное количество граждан страны должны читать не менее ста книг в год. Как это сделать в заключительном меморандуме не написали… но отметили, что в настоящий момент ощущается необходимость организации и не существует всеми принятого центра координации разрозненных усилий различных ведомств, связанных с книжной культурой, как следствие не только нет систематизации успешных региональных и ведомственных практик продвижения чтения, поддержки и продвижения инфраструктуры чтения в стране.
В резолюции отмечается, что «Россия переживает и осмысливает те же вызовы, что и международное книжное сообщество, обусловленные падением интереса к чтению у взрослого населения и подрастающего поколения, усилением доминирования Интернет-культуры, формированием новых требований к книжным магазинам и библиотекам как ресурсам чтения, изменением подходов к организации образовательного процесса».
Подчеркнуты и очень важные пункты:
Необходимо увеличить обеспеченность населения книжными магазинами на уровне развитых стран (в 2015 году) до 40 магазинов на миллион человек.
Нужна поддержка детского и юношеского чтения. А решение этой задачи невозможно без повышения качества преподавания русского языка и литературы, именно поэтому разработка единой Концепции преподавания русского языка и литературы представляется в настоящий момент одной из самых значимых общественных инициатив.
Нужна и поддержка библиотечного дела. Отдельного внимания заслуживает проект создания Национальной электронной библиотеки, объединяющий все информационные ресурсы книжной культуры и чтения в стране.
Для того, чтобы издательский и книготорговый бизнес имел возможности открывать и насыщать литературой новые книжные магазины и превращать их а культурно-досуговые центры необходима государственной поддержки путем субсидирования бизнеса, выделения удобных для населения мест книжной торговли и государственно-частного партнерства в области развития библиотечной сферы.
Поддержка писателей – одно из главных направлений развития книжной культуры. Основными инструментами поддержки писательского творчества являются материальные премии, гранты на подготовку произведений, поддержку молодых талантов, наличие каналов продвижения книги к читателю через средства массовой информации.
Нужно срочно начинать разработку и принятие государственной программы продвижения чтения на 2016-2025 годы.
Таким образом, год литературы вылился не только в праздничный фестиваль книги, но и четко показал болевые точки книжного бизнеса и проблемы чтения в стране.
И очень важно, чтобы год литературы не остался только одним коротким годом, а стал началом процесса возрождения отечественной литературы.
Олег Фочкин