Мастер Чэнь. Шпион из Калькутты. Амалия и генералиссимус. М.: ОЛМА Медиа групп, 2009. - 416 с.
К сожалению, создается впечатление, что читателей у Мастера Чэня (в миру Дмитрия Косырева) после второго романа из цикла об Амалии станет меньше. И совсем не по потому, что он пишет плохо или перешел в «цикличность», что чаще всего и вызывает отторжение читателя или вызывает мысли о конвейере.
К Мастеру Чэню все эти посылы не относятся. Он пишет качественную, умную интеллектуальную историческую прозу с легкой завлекалочкой в виде детективного сюжета.
Беда в другом. Он совершенно не думает, что вместе с ним растет только тот читатель, который начал читать его исторические детективы с самого начала, еще с «Любимой мартышки дома Тан». Для тех же, кто берет его книгу в руки впервые, она может может показаться перегруженной лишней информацией и дополнительными знаниями, И потенциальный читатель просто отложит роман в сторону. Не осилит. И очень жаль.
Хотелось бы надеяться, что это все-таки не произойдет. Хотя бы потому, что Мастер Чэнь уже нашел своего читателя. А полюбив его книги один раз, бросить их практически невозможно. Это наркотик знаний, источник, к которому хочется и нужно приобщаться, потому что он несет нам то, что мы вряд ли найдем в другом месте. Это история с искусно вплетенными персонажами, которые могли быть, а могли и стать обычной фантазией автора. Но неповторимый колорит, удивительная Амалия, в которую читатель влюбляется буквально с первого взгляда, способны скрыть все огрехи, даже если они есть. Ради этого удивительного мира ароматов, музыки, кухни, женщин и всех сопутствующих прелестей и коварства Востока на шероховатости внимания не обращаешь. А кажущаяся вязкость текста в процессе чтения даже становится достоинством, которое принимаешь безоговорочно и уже не представляешь, как могло быть иначе.
В этом и есть, наверно, главный секрет мастера Чэня. Он плетет тонкое кружево сюжета на плотной ткани исторических реалий. Мы заныриваем в его книги с головой, а выныриваем с таким грузом знаний, что осмыслить его едва ли успеваешь, пока автор пишет новый роман, уносящий нас еще дальше и дающий возможность увидеть миры, которые к нам никогда не вернуться, несмотря на свою прелесть и наивность, перемешанную с любовью и ненавистью.
Но давайте, все-таки вернемся к самой книге. После бурных приключений в первом романе Амалия эффектно раскрыла инкогнито и предстала во всей прелести образованной, умной и богатой женщины. Но принесло ли ей это счастье и покой?
С самых первых страниц «Амалии и генералиссимуса» становится понятно, что душевное равновесие и счастье так и не стали спутниками этой удивительной и прекрасной женщины.
Приключения продолжаются. И снова мир ретроэкзотики. (Жаль, что туристические агентства не выдают романы Мастера Чэня туристам, отправляющимся в этот регион. Глядишь иначе бы начали воспринимать места, где чувствуют себя новыми колонизаторами, вокруг которых просто обязаны виться отсталые аборигены. Варварство, ведущее с конфликтам порождается невежеством и пренебрежением. Увы, за столько лет ничего не поменялось.)
Мы встречаемся с Амалией в 1931 году. На сей раз в Куала-Лумпур. Но не в той блистательной и современной столице Малайзии, которую мы знаем сегодня, а фактически на задворках агонизирующей Британской империи.
Новый детектив автора посвящен любви легендарного и все еще остающегося для нас с советских времен злодеем Чан Кайши и неисправимой авантюристки Амалии де Созы. При этом не стоит забывать о прообразе Амалии — знаменитой певицы Амалии Родригеш, которая, конечно, никогда не была в описываемых местах, но как женщина вдохновила автора на создание этого волнующего персонажа.
Амалия, как признается и сам писатель, меняется не только потому, что взрослеет и не может постоянно находится в состоянии легкой влюбленности. Она меняется еще и потому, что автор узнает новые подробности о жизни прообраза своей героини и переносит ее душевное состояние и характер на Амалию де Соза.
Наверное еще и поэтому, когда читаешь роман, голос Амалии Родригеш — несравненной исполнительницы фаду, звучит и манит буквально с каждой страницы.
«Я никогда не пойму, чьи глаза на самом деле смотрят на меня с той стороны зеркала» - это сказала не Амалия де Соза, а Амалия Родригеш из Лиссабона. И задала тональность всей книге.
Чан Кайши, главнокомандующий и лидер Китая, начавший сопротивление оккупантам, решением парламента был провозглашен генералиссимусом через 8 месяцев после описываемых в этой книге событий. Он умер в 1975 году, на 89-м году жизни, в своем последнем убежище – на острове Тайвань.
Женщина, которая клевала в книге сигарету коротким быстрым движением, прожила 108 лет. До самой смерти ей доставляли на китайский Новый год рисовый пирог с фруктами, сделанный в отеле «Гранд» в Тайбэе. Пока мадам Чан Кайши была жива, пирог нельзя было купить, он существовал в единственном экземпляре. Его везли из Тайбэя до Манхэттена самолетом.
И это только один фрагмент, который остается за страницами книгами, но вызывает новые и новые образы и желание узнать больше. А еще мы прекрасно понимаем, что новой истории об Амалии скорее всего не будет. Потому что все герои книги входят в новую эпоху — Вторую Мировую войну. И вряд ли сумеют выбраться из этого безумия без потерь.
Видимо, и это стало причиной того, что мастер Чэнь решил вернуться к другому любимому персонажу — Маниаху. Новая книга пока называется «Любимый жеребенок дома Маниахов», а действие все ближе и ближе подходит к нашим рубежам. Мы окажемся в Византии....

@темы: рецензии (книги